Правительство и силовики Великобритании намерены приступить к масштабной конфискации британского имущества российских чиновников и олигархов. Не пора ли и нам перейти от «списка Титова» к «списку Чайки»?
Намек для русских и российских
Занятная статейка вышла в знаменитом английском таблоиде Daily Mail. Один только длинный заголовок чего стоит:
Супербогатые российские олигархи, включая Романа Абрамовича, могут потерять свои активы, так как входят в число 100 иностранцев с неясным происхождением богатства, на которых нацелено британское ФБР.
Начнем с того, что никакого британского ФБР (FBI) не существует – есть NCA, National Crime Agency, которое действительно иногда называют «British FBI». Тот факт, что в заголовке упомянута американская, а не менее известная английская организация, говорит о том, что статья направлена не столько на местных, сколько на иностранных читателей. Например, на русских, вернее, российских, ибо этнический конгломерат наших соотечественников в Великобритании весьма пестр.
Сама Daily Mail, разумеется, никаким авторитетом не пользуется, зато имеет миллионы читателей бумажной и электронной версий. И через нее регулярно сливается информация, которую было бы неловко подавать по официальным каналам. В данном случае – намек на экспроприацию имущества миллионеров российского происхождения, новая итерация вечного лозунга «Грабь награбленное!»
Daily Mail утверждает, что существует некий список, куда входит более 100 выходцев из России, источники благосостояния которых не вполне ясны. Дело в том, что в январе 2018 года британское правосудие получило дополнительные полномочия – вступил в силу закон «О криминальных финансах». Теперь NCA может направлять в суд информацию о подозрительном богатстве (суммах более 50 тыс. фунтов или имуществе аналогичной ценности), а суд, в свою очередь, имеет право конфисковать активы, если «белое» происхождение их не доказано. Презумпция невиновности по делам такого рода не действует.
Абрамовича больше нет
Всего через месяц после вступления закона в силу грянуло «дело Скрипалей» – некоторые предполагают, что как раз для легитимизации этого спорного, не имеющего аналогов в континентальной Европе акта. Тем не менее положения закона «О криминальных финансах» за первые полгода были применены всего три раза за полгода, что вызвало шквал критики со стороны общественности. Защищаясь от обвинений в пассивности, британские чиновники объясняют:
В наших расследованиях есть много нюансов, которые общественность просто не видит. NCA рассматривает более 100 случаев, но для этого нужно время. Люди, возможно, заметили, что Романа Абрамовича больше нет в стране.
Таблоид вспоминает также заявления Винса Кейбла, который в марте 2018 года рассуждал в парламенте об имуществе, приписываемом тогдашнему вице-премьеру России Игорю Шувалову, и о многочисленных активах бизнесмена Алишера Усманова. Очевидно, что эти люди также оказались под прицелом расследования – неудивительно, что сразу после выступления Кейбла Усманов на первой космической скорости начал выводить имущество из Великобритании.
В материале, к сожалению, очень мало имен – назовем его открытой частью «списка Daily Mail». Помимо Усманова, Абрамовича и Шувалова, это неформально близкий к российским властям бизнесмен Олег Дерипаска и два частных лица – дочь депутата Госдумы Эльсина Хайрова и бизнесмен Андрей Якунин, сын бывшего главы РЖД и известного благотворителя, кавалера орденов буквально всех автокефальных поместных православных церквей Владимира Якунина. Шесть человек – пять разных историй (у Абрамовича и Дерипаски много общего), объединяет их лишь позитивное или нейтральное отношение к российской власти.
К власти – да, но к России ли?
От омбудсмена к прокурору
В феврале 2018 года бизнес-омбудсмен Борис Титов, временно исполнявший также обязанности кандидата в президенты России, съездил в Лондон и заявил, что часть осевших там бизнесменов рвется на родину. Российские власти прекратили уголовное преследование нескольких человек из «списка Титова», и они действительно начали возвращаться на родину. Мирные способы урегулирования проблемы испробованы.
Теперь нам предъявляют «список Daily Mail». Но почему бы, например, главе Генпрокуратуры Юрию Чайке, который, в отличие от своего сына Артема, пока не попал под санкции, тоже не слетать в Лондон, чтобы поговорить с «новыми англичанами»? Почему нам не создать «список Чайки» – лиц, которые вывезли неправедно нажитое добро за границу и неплохо там обустроились?
И уже по этому списку можно не просто заводить декларативные, ни к чему не обязывающие уголовные дела, а в жесткой форме требовать от Великобритании выдачи как самих бренных и мало кому нужных фигурантов, так и – главное – их имущества, поскольку оно приобретено на украденные в России деньги?
Кстати, в первую очередь «список Чайки» должен распространяться не на бизнесменов – относительно них иллюзий никто не питал, – а на бывших чиновников, к которым есть вопросы со стороны российского правосудия, и на их детей. На людей, которым были доверены высокие полномочия, которые обязались служить России, а вместо этого предпочли личное обогащение и эмиграцию и отпрысков воспитали в том же духе.
Про преступный бизнес, конечно, тоже нельзя забывать – только с учетом того, что и наше правосудие не безгрешно, что и у нас умеют отжимать, и многие предприниматели эмигрировали отнюдь не с целью спрятать наворованное. Впрочем, когда говорят прокуроры, омбудсмены молчат.
Купить, продать, отнять
Континентальная Европа мечтает о снятии с нашей страны санкций отнюдь не по доброте душевной, для них Россия – это очень выгодный бизнес: дешево покупать у «восточных дикарей» природные ресурсы и потом получать эти деньги обратно, дорого продавая ресурсы собственные – скажем, домики на каталонском побережье.
Великобритания занимает особую позицию по вопросам санкций, но «российскими удобствами» пользуется активно. Квартирка депутатской дочки Эльсины Хайровой в Лондоне стоит, по слухам, 10 миллионов фунтов. Это, вероятно, пара-тройка сотен квадратных метров английской жилплощади – даже не земли, поскольку дом там явно не одноэтажный.
Между тем 10 млн фунтов по текущим ценам – это 13 млн долларов, то есть 23 тысячи тонн нефти, свыше 600 выстроенных друг за другом самых больших полуприцепов-нефтевозов (модель 964875) завода КамАЗ.
А теперь в эту приятную комбинацию добавляется следующий финт, делающий ее просто волшебной: забрать проданное за нефтедоллары (или, если угодно, петрофунты) обратно!
Редкий случай, когда власти Великобритании так откровенно работают на Россию.
Никакие амнистии капитала, никакие призывы к деофшоризации не сделали того, чем занимается сейчас NCA – напоминает состоятельным гражданам России, где вообще-то находится их Родина. Возвращает им понимание определенных вещей: если ты позиционируешь себя как патриот, если ты отстаиваешь интересы своего государства, своей нации, то инвестировать заработанные на этом деньги в активы чужого, практически враждебного государства – это все-таки попахивает проституцией, причем далеко не элитной, как бы красиво ни выглядели старинные особнячки. И даже добрый, толерантный английский клиент никогда не будет относиться к тебе иначе, чем заслуживает твоя истинная профессия.
Может, теперь до кого-то дойдет, что чем дольше сидишь на двух стульях, тем выше вероятность провалиться в щель между ними.
Автор:
Мельников Михаил