На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Анализируй это

2 983 подписчика

«1984» – инструкция по применению: все, что нужно знать о глобальном противостоянии

Когда некто даже самого высокого политического уровня начинает говорить о перспективах нормализации отношений между Россией и Соединенными Штатами, это не может вызывать что-то большее, нежели ироничную ухмылку

Если Дональда Трампа в США пытаются выдать за поклонника своего российского коллеги Владимира Путина, если сам Трамп действительно говорит о нормализации отношений с Москвой, это не значит ровным счетом ничего из того, что могло бы означать.

И уж тем более, нормализации двухсторонних отношений не поспособствует смена власти в России, чем нередко апеллируют представители либеральных кругов, утверждая, что во всем виновата Москва и Путин, в частности, что во всех бедах России здесь винят америкосов, сделав из них главного врага.

Давайте просто вспомним, как долго продержалась дружба между Россией и США с распадом Советского Союза. Ситуация, в принципе, более чем наглядна. «Злобный режим» пал, утащив за собой и железный занавес. Казалось, все, Холодной войне конец, мир, дружба, жвачка! Но не тут-то было. Неужели, что-то пошло не так? Пожалуй, как раз наоборот.

Предтечи

Когда СССР приказал долго жить, произошел своеобразный сбой глобальной системы, которая трепетно создавалась десятилетиями не без участия США. Эта система была проста, но от этого не менее эффективна. Она чем-то напоминала инструкцию к американскому гранатомету: «Направлять на врага». И действительно, существовал противник в лице СССР, и этот факт объяснял практически всю деятельность Вашингтона как во внутренней, так и во внешней политике.

Простым людям этого врага преподносили более прозаично и доходчиво. Потому, американцам СССР запомнился как нечто, угрожавшее их жизням и способное превратить самую демократичную в пепелище. Однако, надо понимать, что противостояние носило более глубокий смысл, а сам Советский Союз был страшен скорее способностью разнести западную идеологию, предлагая в качестве альтернативы коммунизм. В особенности он привлекал внимание той не самой успешной прослойки капиталистического общества, которая по тем или иным причинам оказалась лишена благ рыночной экономики. Тогда-то и было создано главное антисоветское оружие Вашингтона – средний класс. За счет кредитов им дали возможность создать свою американскую мечту, а подкрепили все это иллюзией свободы, позволив отстаивать свои права в судах, что в последствии там стало очень популярным. Несмотря на то, что средний класс в последствии дорого обошелся американской экономике, он все же помог одолеть СССР в идеологическом противостоянии, но тогда возникла другая проблема.

Война – это мир

«Мы, вероятно, не погрешим против истины, если скажем, что, сделавшись постоянной, война перестала быть войной. То особое давление, которое она оказывала на человечество со времен неолита и до начала XX века, исчезло и сменилось чем-то совсем другим. Если бы три державы не воевали, а согласились вечно жить в мире и каждая оставалась бы неприкосновенной в своих границах, результат был бы тот же самый. Каждая была бы замкнутой вселенной, навсегда избавленной от отрезвляющего влияния внешней опасности. Постоянный мир был бы тоже самое, что постоянная война. Война – это мир», — писал Джордж Оруэлл в своем романе «1984».

Конечно, мир в конце прошлого века, как и мир современный далеки от того, что описывался в известной антиутопии, но мысль достаточно понятна. Противостояние, получившее название «Холодная война», стало смыслом, стало оправданием. Оно позволяло Вашингтону распространять свое влияние на другие страны, продавать вооружение и тем самым пополнять бюджет. Говорят, война – движитель прогресса, но угроза войны оказалась во много раз эффективнее. Будет справедливым заметить, что Москва не пасла задних и также распространяла в мире идеи дедушки Ленина, а вместе с ними автоматы, танки, самолеты и прочие прелести военных технологий. Более того, в США было немало скептиков, которые предрекали забвение западного мира.

Когда же не стало врага в лице СССР, в политике Соединенных Штатов образовалась брешь. Больше некого было винить во всех бедах, некем было пугать народ. Москва, хоть и ненадолго, стала другом, и мир стал привыкать к совершенно иной реальности, где не было угрозы глобальной войны, как не было надобности в НАТО – главном детище США, цель которого, как известно, состояла в противостоянии именно с Советским Союзом. Нетрудно догадаться, что мир, стабильность и благополучие – было хорошо для простого обывателя, но означали стагнацию для американской правящей элиты со всеми вытекающими, потому, когда Россия оправилась от перестройки и стала снова вести независимую политику, концепция устоявшегося миропорядка оздоровилась.

Системы

Для понимания всей сути современного американо-российского противостояния, надо учитывать еще один фактор – политическую систему. Именно в ней одно из ключевых отличий между США и РФ. В России все строится по принципу пирамиды, на ее вершине – лидер, которому подчинены все, ниже – ключевые лица, имеющие власть в стране, подконтрольные им структуры и так до наиболее широкой ступени, состоящей из работяг во властных кругах.

Система в США несколько сложнее и отличается тем, что государственные институты, в том числе и Конгресс с Белым домом отделены от тех, кто реально заправляет ситуацией в стране – экономической элиты, в интересах которой и делаются те или иные политические шаги.

Обе эти системы хорошо проявляются на внешнеполитической арене. Если говорит Путин, то можно быть уверенным, что это четкая позиция государства, которую повторит любой другой деятель. Однако, если говорит Трамп, то найдется приличная кучка вашингтонских чиновников, которые будут его критиковать, обвинять и обильно поливать грязью. Только, не надо заблуждаться, речь не идет о свободе слова или других демократических ценностях. Закон в США – это ресурс, за который активно борются разные представители элит, а когда мы видим противостояние двух политиков или даже партий, то означает это лишь то, что они защищают интересы различных представителей американского олигархата.

Потому-то и нельзя верить на слово, когда Трамп говорит о том, что хочет наладить отношения с Москвой, ибо в США найдутся люди, более влиятельные, которым такой расклад будет не по душе.

Бесконечная война

Сегодняшняя ситуация на мировой политической арене показывает, что противостояние, начатое десятки лет назад, продолжается. Россия, став наследником СССР, превратилась в нового стратегического противника Соединенных Штатов, а третьим в статусе сверхдержавы технично выступил Китай.

Оруэлл описывал свои сверхдержавы как «замкнутые системы», которым внешние опасности практически не страшны. Если отбросить литературную гиперболичность, то эта формула неплохо применима к нашей реальности. Российская система такая же неуязвимая, как и американская. И дело не только в политике, но и в социуме, в менталитете людей, в идеологии, наконец. Вашингтон мог бы сделать из России покорную марионетку после распада Советского Союза, но у него не вышло – это прекрасное доказательство того, что перестройка не угробила систему, хотя и потрепала ее. Такая же ситуация с попытками дестабилизировать ситуацию в РФ сейчас. Да, они представляют собой некий раздражитель, но разрушить систему, а именно на это якобы нацелена оппозиция, они не способны.

Евгений Гаман, Луганск, специально для News Front

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх