На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Анализируй это

2 984 подписчика

Сирийское обострение, турки в Африке и Эрдоган на Украине

Осколки русско-турецкой «дружбы»

Первый месяц 2020 года прошел под знаком резкого роста турецкой активности по всем основным направлениям — прежде всего, в Сирии и в Африке. То, что Турция неожиданно для всего мира стала одним из ключевых игроков на черном континенте, причем не только в его северной части, но и на территории Африканского рога, — теперь является данностью, которая многим может не нравиться, но с которой придётся мириться, как минимум, на текущем этапе.

В данном случае Ливия, где Турция оказывает мощную поддержку правительству Фаиза Сараджа, является не единственной, а всего лишь наиболее яркой точкой, где неоосманская экспансия заметна лучше всего. Это естественно, учитывая тот факт, что еще в конце декабря за другой стороной ливийского конфликта стояли едва ли не все важнейшие игроки, действующие в регионе — Россия, Франция, Египет, ОАЭ и даже Израиль. Другие страны либо также оказывали Хафтару косвенную поддержку, либо пытались дистанцироваться от противостояния.

Сегодня ситуация изменилась. Турции удалось перетянуть на свою сторону Италию и западного ливийского соседа — Тунис, а также усилить давление на опосредованных игроков — на Грецию через Албанию и Македонию, и на Чад через Нигер. Одновременно с этим идёт активная работа с Эфиопией, которую Анкара настойчиво подталкивает к прямому столкновению с Египтом.

На этом фоне активно развиваются экономические турецкие проекты на территории Рога. В частности, в прошлом месяце правительство Сомали официально пригласило Турцию разрабатывать нефтяные месторождения в сомалийских водах, и это предложение было «любезно принято». И это при том, что центральное Сомали со столицей в Могадишо уже итак де-факто является протекторатом Анкары.

Впрочем, всё это очень далеко, и для нас гораздо важнее то, что Эрдоган делает в Сирии и говорит на Украине, тем более, что вояж турецкого лидера в Киев состоялся именно на фоне очень серьёзного обострения российско-турецких отношений.

По сути, последний месяц мы наблюдали последовательное нарастание градуса антироссийской риторики со стороны турецкого истеблишмента. И реплика Чавушоглу про то, что «Мы даже сбили российский самолёт», брошенная им в Давосе, больше походила именно на хвастовство. Параллельно с этим турецкие СМИ приступили к насаждению тезиса о том, что «Москва могла получить ценнейшего союзника, но упустила свой шанс». А к началу февраля от слов турки перешли к делу.

Чертой стало масштабное наступление сирийской армии на позиции боевиков. По имеющимся данным, с 26 января по 3 февраля было освобождено не менее 50 населенных пунктов. Фактически, на горизонте замаячила перспектива окончательной победы Дамаска, что для Анкары совершенно неприемлемо — слишком большие ресурсы были вложены в террористические группировки, которые сегодня контролируют Идлиб. Освобождение данной провинции будет означать полный крах всех турецких проектов в данном регионе, и Эрдоган готов пойти на всё, чтобы это предотвратить.

На этом фоне произошёл целый ряд событий. Сперва в Анкаре заявили о переброске войск в Идлиб, затем турецкие подразделения отказались от совместного патрулирования с российской стороной, а затем в результате очень мутной истории погибли четверо сотрудников Центра специального назначения ФСБ. По одним данным это произошло вследствие миномётного обстрела Алеппо, по другим — в результате подрыва автомобиля на фугасе. В любом случае ответственность за это убийство несут боевики, непосредственно связанные с Турцией, действующие под её патронажем и координирующие все свои действия с турецким Генштабом.

Россияне погибли 1 февраля. А в ночь со 2 на 3 под обстрел попали турецкие подразделения, которые в темное время суток перемещались в районе позиций, занимаемых террористами. В результате не менее семи турецких военных было убито, после чего Эрдоган немедленно объявил о нанесении ударов по сирийской армии. Уже вечером в Анкаре отчитались о гибели 76 сирийских военных. Это конечно же ложь, но тот факт, что Дамаск понёс ощутимые потери — неоспорим.

Данные события совпали по времени с визитом Эрдогана в Киев, в ходе которого он не только порадовал киевских нациков приветствием «Слава Украине!», но и подписал с Зеленским соглашение о предоставлении Украине $36 млн на закупку военной техники и товаров двойного назначения. А до этого, непосредственно перед вылетом, Эрдоган еще раз подчеркнул, что Турция не признаёт воссоединение Крыма с Россией и не изменит свою позицию.

Всё это в очередной раз свидетельствует о том, что любые попытки подружиться с Турцией заканчиваются русской кровью. Те же намеки Анкары на долгосрочный союз были ничем иным, как попыткой набить себе цену в отношениях с Вашингтоном. И это не какая-то невероятная подлость. Всё просто — Турция действует исключительно в рамках своих национальных интересов, которые в корне противоречат тем интересам, которые есть у России. И Турция точно не готова ими поступиться ради сказок о дружбе и взаимной любви.

Николай Севостьянов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх