Отказ от строительства нового газопровода в Польшу для поставок регазифицированного сжиженного природного газа из США доказал зависимость Украины от газа России, рассказал президент Фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов
Киев заявил об отсутствии необходимости в строительстве газопровода в Польшу.
Об этом на своей странице Facebook написал глава ООО «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон. Сообщение гендиректор нового оператора украинской газотранспортной системы опубликовал после того, как в украинском экспертном сообществе начали говорить о необходимости все-таки построить интерконнектор с Польшей, чтобы увеличить мощности для прокачки СПГ из Соединенных Штатов Америки.«В данном случае украинская сторона отвечает на предложение поляков. Однако Киев попросту хочет реконструировать те газопроводы, которые уже есть, и не заниматься строительством нового. Фактически Макогон признался в том, что нынешняя конфигурация системы Украины нежизнеспособна», – предположил эксперт.
Украинские специалисты, объяснил Анпилогов, часто ссылаются на виртуальный импорт. В этом случае Киев забирает весь объем российского газа, который идет по национальной газотранспортной системе в Польшу. То есть на таком маршруте образовывается дополнительный объем в размере 3,2 млрд кубометров, который Украина сможет купить у Варшавы.
«В данном случае уместно сказать, что деньги за газ не пахнут. И, соответственно, Киев прекрасно понимает, что он понесет больше убытков, чем получит от строительства дорогостоящего газопровода. Ведь ресурс нужно привезти в Польшу, там его надо из жидкого состояния превратить в газообразный, после закачать в систему и доставить на территорию Украины. Каждый следующий этап добавляет к стоимости значительные суммы, возмещение которых предлагается Киеву взять на себя. Нужно также понимать, что в условном Львове объем сжиженного газа не такой большой и его потребители – ограниченное число промышленных предприятий и граждан. Соответственно, транзитное плечо, передачей газа по которому все время спекулирует Украина, потребует дополнительной оплаты. При этом платить придется за ресурс, отправленный и в обратном направлении – из польского Свиноустья до Киева», – рассказал Алексей Анпилогов.
Польская расчетливая щедрость
Украина уже имеет два соединения с ГТС Польши – Дроздовичи и Германовичи, с помощью которых могут осуществляться поставки. Как известно, польские власти давно намеревались превратить терминал в Свиноустье в хаб по поставке сжиженного газа в страны Восточной Европы и Прибалтику.
Польская PGNiG, напоминает эксперт, заключала контракты на поставку 4,5 млрд кубометров сжиженного природного газа из Соединенных Штатов Америки с 2022 года.
«Таким образом Польша с 2021 года сможет поставлять на Украину до 6 млрд кубометров регазифицированного природного газа, если пропускная способность газопровода на границе в пункте Германовичи будет расширена. Сейчас она составляет около 4,5 млн кубометров в сутки. Однако польские власти убеждают Украину построить новый газопровод длиной 110 км от границы с Польшей до подземного хранилища газа Бильче-Волицкого в Европе», – добавил эксперт.
Без российского газа никуда
Переоценить важность транзита российского газа сложно. На него приходится 80% в структуре дохода украинской ГТС. Поэтому украинская сторона в ответ на предложение построить новый газопровод в Польшу за 200 млн долларов говорит твердое нет.
«Данная схема предусматривает потребление Киевом российского газа, который заходит в страну. Но Украина показывает населению ресурс из России так, будто он продан «Газпромом» сначала Польше, а потом уже куплен Киевом у Варшавы, то есть не напрямую у Российской Федерации. Становится понятно, почему украинская сторона заговаривает о реконструкции старых маршрутов: постройка нового газопровода при существующих пустующих невыгодна», – рассказал эксперт.
Мощность украинских газотранспортных систем, уточняет Алексей Анпилогов, не избыточна. Во времена СССР Украина могла получать на восточных границах около 178 млрд кубометров, а выдавать в Европу 142 млрд кубометров год.
«Если сравнить с объемами, которые обязан в рамках контракта обеспечивать «Газпром» в течение пяти лет, то можно заметить, что на Украине появляется около 100 млрд кубометров свободных транзитных мощностей. Поэтому Сергей Макогон задается вопросом о том, следует ли строить за 200 млн долларов еще один газопровод мощностью 5-8 млрд кубометров в год, если текущие доступные стоят невостребованными», – добавил эксперт.
Украина, стараясь сэкономить на строительстве нового газопровода, придерживается желания остаться на виртуальном импорте из Польши, продолжая продавать российский газ.
Политический вопрос о транзите
Ранее контракт «Газпрома» и «Нафтогаза» запрещал виртуальный реверс, в рамках которого Украина могла купить российский газ у европейских трейдеров и не транспортировать его в Европу и обратно, а отбирать во время транзита. После перехода на европейские правила и подписания нового пятилетнего контракта такая возможность появилась.
«Есть и политический момент, за который ухватилась Польша, с 2022 года планирующая отказаться от закупок российского газа у «Газпрома». При развитии такого сценария Украина будет потреблять ресурс из России, а по документам продавать в Польшу под видом своего. И взамен Киев начнет покупать газ из Соединенных Штатов Америки. Однако по факту это будет российский ресурс», – резюмировал эксперт.
Александра Мельник, Экономика Сегодня