На фоне нефтяной лихорадки, сопряжённой с пандемией коронавируса, другие события на Украине отошли на второй план, и подписание Владимиром Зеленским 13 марта закона «О полном общем среднем образовании» не вызвало массовых волнений.
На официальном сайте президента указано, что новый закон вводит практические инструменты, которые помогут воплотить образовательную реформу 2017 года (реформу Порошенко).
Предусмотрены три языковых модели обучения.Первая касается коренных народов Украины, не проживающих в своей языковой среде и не имеющих государства, которое могло бы защищать этот язык. Прежде всего, речь идёт о крымских татарах. Для них заложено обучение на родном языке с первого до 11 (12) класса наряду с изучением украинского языка.
Вторая модель рекомендована для школ с обучением на языке национальных меньшинств, которые относятся к народам Европейского союза. Она предполагает обучение на национальном языке в начальной школе наряду с изучением государственного. Начиная с 5-го класса, не менее 20% годового объёма учебного времени преподавание будет осуществляться на украинском языке с постепенным увеличением объема до 40% в 9-м классе. Со старшей школы не менее 60% годового объёма учебного времени в этих заведениях преподавание будет осуществляться на украинском языке.
Третья модель будет работать для остальных национальных общин Украины и касается «национальных меньшинств», к которым, прежде всего, здесь причисляются русские. Эта модель предполагает, что с 5-го класса не менее 80% учебного времени преподавание будет осуществляться на украинском языке.
Замглавы Минобразования Украины Любомира Мандзий с гордостью заявила, что «закон призван развивать новую украинскую школу». Она умолчала о том, что во всех государственных школах запрещены даже платные курсы и программы на русском языке. А реверанс в виде 20% в третьей модели лишь означает, что изучать русский язык и литературу можно, но образование на русском языке на Украине теперь недоступно.
О том, что с 1 сентября 2020 года школы с русским языком обучения на Украине перестанут существовать, мы писали. Однако ещё сохранялась надежда, что русскоязычный президент, за которого проголосовали 73% избирателей, не подпишет дискриминационный закон.
В апреле 2019 года, идя на выборы, Зеленский написал на своей странице в Facebook, что «законопроект о государственном языке… был принят без предварительного достаточно широкого обсуждения с общественностью». Венецианская комиссия, проанализировав законопроект, рекомендовала обеспечить достаточную долю образования на языках меньшинств в средней школе, продлить переходный период реформы (под «реформой» имеется в виду тотальное внедрение украинского как государственного) и сохранить культурное наследие меньшинств в традиционных школах.
В январе 2020 года фонд «Демократические инициативы им. Илька Кучерива» и центр Разумкова, которые никак не заподозришь в любви к России, опубликовали итоги общенационального опроса (Донецкая и Луганская республики из опроса были исключены). 69% опрошенных считают, что русский язык должен свободно использоваться в частной жизни, но украинский должен оставаться единственным государственным.
Статус русского языка как официального в отдельных регионах Украины поддерживают 15%, а как второго государственного наряду с украинским – 12%. Если в западных регионах статус русского языка как официального поддержали 4% опрошенных, в центральных – 12%, то в восточных – 24%. При этом 31% жителей Востока выступает за то, чтобы русский язык стал вторым государственным.
Эти цифры при всей их неполноте наглядно демонстрируют неоспоримый факт: русский язык, несмотря на титанические попытки его искоренить, упорно сопротивляется. Уничтожить его на Украине невозможно никакими законами.
Высшие государственные чиновники на Украине, если проследить их сообщения в социальных сетях, общаются преимущественно на русском, не исключая Зеленского, уроженца Кривого Рога, где говорят по-русски. В феврале бывший министр юстиции Украины Елена Лукаш заявила: «Перед выборами мы слышали одно и то же: «Когда команда Зеленского придет к власти, мы пересмотрим языковой закон и убедимся, не нарушает ли он права граждан». Нас обманули». А один из украинских пользователей «Фейсбука» написал: «Тут недавно многие жаловались, как им стыдно за Новые Санжары. За них стыдиться не надо, это не ваша вина. А вот за новоподписанный закон стыдиться следует».
Кстати, бессменный глава МВД и диктатор Украины Арсен Аваков, ныне сносно научившийся читать по-украински, памятен всем по тем временам, когда изъясняться он мог исключительно на русском.
Интересно складывается история самостийной Украины… Леонид Кучма в 2004 году признался, что действительно обещал, идя на выборы в 1994 г., предоставить русскому языку статус официального, но лишь в том смысле, что он «ни при каких обстоятельствах не должен быть в Украине иностранным». Кучма тогда раскритиковал премьер-министра и кандидата в президенты Украины Виктора Януковича, пообещавшего ввести для жителей Украины двойное гражданство и предоставить русскому языку статус государственного. Все они соблазняли народ и врали ему… Зеленский исключением не стал.
На Украине русский язык – лакмусовая бумажка для общества. И ещё никто не знает, как её кислотность скажется на нынешнем президенте.
Владимир Пойманов, ФСК