Пришло сенсационное известие: из всей партии власти "Единая Россия" единственная депутат от Крыма Наталья Поклонская проголосовала против правительственного проекта пенсионной реформы. Единственная женщина проявила мужество, непосильное мужчинам: ещё восемь членов партии власти, не решившись голосовать против партийной линии, уклонились от участия в голосовании.
Простим им их слабость, мужчины у нас не всегда сильный пол. Но, тем не менее, им тоже это решение далось нелегко и потребовало всего гражданского и личного мужества. Страна должна знать своих героев: Сергей Железняк, Николай Борцов, Григорий Балыхин, Виктор Игнатов, Виталий Милонов, Вячеслав Фетисов, Дмитрий Юрков и Олег Колесников. Однако открыто не подчиниться и возразить решилась одна Поклонская. Это очень редкого мужества поступок.Идти против давления своей группы - для этого требуется колоссальный запас нонконформизма. Не важно сейчас, права Поклонская или нет - она показала способность поступать по своим убеждениям и нести за поступки ответственность. Не стоит забывать: Поклонская - человек в погонах. То есть она по-настоящему живёт по Кодексу чести - так, как она это понимает. Поклонская понимает, что у правительства проблемы. Она понимает - это очень серьёзные проблемы, раз реформа продавливается, несмотря на сопутствующий политический ущерб. Наверное, у государства действительно не хватает денег на самые насущные нужды, раз пришла пора залезть в пенсии.
Но Поклонская также понимает, что от этого решения пострадают люди. Те, кто Поклонскую выбирал, кто ей верил, кто безропотно несёт все тяготы рыночной экономики, веря обещаниям и неся свой крест. И Поклонская понимает: если она проголосует за то, что ухудшит их и без того непростую жизнь, она их предаст. Жить с этим она не сможет. Она сможет жить без статуса депутата, но не сможет жить с сознанием, что однажды она дрогнула и предала.
Поклонская примет смерть - гражданскую или физическую, если придёт такой час. Но Поклонская доказала своим поступком - она не примет бесчестия. И первая причина бесчестия - предательство своих. Для Поклонской это немыслимо. Она готова взойти на крест, но не предать. И ещё: свои для Поклонской - это не те, кто состоит в «ЕР». Это те, кого задевает голосование в поддержку пенсионной реформы. Их предать выше сил Поклонской. Судьбу она примет с покорностью.
Поклонская - идеалист и альтруист. На таких стоит этот мир. Она Мюнхгаузен в юбке - не потому, что всегда сочиняет, а потому, что живёт по своим понятиям греха и подвига. Она верит в монархическую идею - первый признак идеалиста. Она верит в Бога - второй признак идеалиста. Она верит в порядочность и честь - третий признак идеалиста.
Такая концентрация идеализма несовместима со статусом политика, тем более, члена партии власти. Для члена партии власти не существует идеалов, для него существует линия партии и политическая целесообразность. Эту целесообразность партийной массе разъясняют вожди. Масса колеблется вместе с линией партии. Масса конформна, она пассивна, лояльна и послушна. Это называется "партийная дисциплина", заменяющая в идеальном партийце голос совести.
Поклонская не идеальный партиец, она не плывёт по течению. Она нонкомформна. Её не беспокоит ни град насмешек, ни поток ругательств. Она делает то, во что верит. Верит в благо монархии - и выходит на Бессмертный полк с портретом царя-страстотерпца. Не потому, что глупая - потому, что верит, что царь тоже пострадал за Отечество, раз его убили враги Отечества. И значит, можно встать с его портретом в ряды Бессмертного полка, можно и нужно сказать людям то, что она считает важным, правильным. даже если потом придётся очень дорого заплатить.
Этот нравственный максимализм делает Поклонскую очень неудобной фигурой в политике. Можно как угодно не соглашаться с позицией таких людей. Но нельзя не отдать должное уважение их готовности стоять на своём кодексе чести до конца и нести за это не только хвалу, но и опалу. Некоторые журналисты, ёрничая по поводу Поклонской, отмечают, что она свою чашу страданий принимает в год столетия расстрела царской семьи, и потому она тоже страстотерпица. Никакие Голгофы в реальном смысле Поклонскую не ожидают. Поэтому карающий Поклонскую за ослушание секретарь генсовета партии Сергей Неверов - это не Понтий Пилат, а скорее Великий Инквизитор, если уж пользоваться Достоевским для описания сущности коллизии. Неверов сказал, что его полномочий не хватает, чтобы решить судьбу Поклонской в смысле полной гражданской казни. Это решится на коллегиальном заседании фракции.
Коллективная ответственность - это призрак недоброй памяти КПСС. От имени коллектива вершатся все расправы над неугодными, все карательные решения, за которые никому не хочется нести личную ответственность. Но Поклонскую не раздавят до конца - не те времена. Её всего лишь пока снимут с поста председателя комитета по контролю за достоверностью сведений о доходах. Будет простым депутатом. Как пел Высоцкий - распяли, но не сильно.
Но Поклонская меньше всего думала об этом. Она понимала, что от её голоса ничего не зависит, что документ будет принят. Она могла бы раствориться в тёплой массе конформистов, о ней бы никто даже и не вспомнил. Она могла проголосовать КАК ВСЕ, остаться на тёплом месте и не портить себе судьбу. И тихо потом слинять на какой-то сладкий пост до конца своей жизни.
Она всем этим пренебрегла - ну не смогла иначе. Она ушла в раскол. Судьба её в политике закончена. В прокуратуре тоже ей навряд ли найдётся место. Теперь у власти проблема - куда её пристроить так, чтобы не потерять лицо и не создать себе проблемы. Наверное, ей что-то придумают. Но это будет безвестность и путь вниз по социальной лестнице.
Однако для Поклонской важнее не потерять уважение к себе. Она - боярыня Морозова нашего времени. Она не страстотерпец, так как не приняла страдания за веру. Она не диссидент, так как не идёт против системы. Она просто идеалист. Романтик. Она плохой чиновник и политик, но она хороший и честный человек. С такими трудно. Но без таких ещё труднее. Наверное, она стала бы хорошим педагогом. Может, там она найдёт своё место?
А пенсионная реформа... Что тут сказать? Она приходит неизбежно, как старость. Никто не хочет, чтобы уходила молодость. Но она уходит. Никто не хочет, чтобы уходили близкие и друзья - а они уходят. Всё хорошее обязательно когда-то заканчивается - так устроена жизнь. Никому не хочется вставать рано утром и идти на работу. Но все встают и идут. Мир так устроен, что в нём всегда приходится делать то, что не хочется.
Уходить на пенсию на 5 лет позже тоже не хочется. И не потому, что поздно - потому что нечем зарабатывать на жизнь после того, как наступит пенсионный возраст. Кабы было на что жить - кто бы возражал ещё 5 лет походить на работу, если здоровье позволит? А проект реформы не решает эту проблему. Потому что рабочие места возникают от роста экономики, а не потому, что реформаторы сделали проект закона. Поэтому бороться за отмену пенсионной реформы - дело правильное и нужное. Но безнадежное, как борьба с морщинами и с приходящей старостью. Главное тут не победа. И Поклонская, и депутаты ЕР - все они уверены, что голосовали по совести. Поступки разные, но мотивация одна. Главное - поступать так, как требует совесть. Если она, конечно, есть. Потому что это, по сути, и есть самое главное.