Сейчас становится ясно, что выход США из иранской сделки впервые с конца Второй мировой войны реально настроил Европу против Соединённых Штатов.
Разногласия были и раньше — во время американского вторжения в Ирак, после разоблачений Сноудена о прослушке Меркель — но тогда Вашингтон и Брюссель все равно оставались идеологическими союзниками, отстаивавшими одно и то же видение мирового порядка.
Сейчас администрация Трампа реально считает Европу конкурентом и соперником. Министр финансов США даже заявил, что китайский и европейский подходы к внешней торговле (протекционистские, защищающие своих производителей) — по сути одно и то же.
Американцы вводят пошлины против европейских производителей стали, те в ответ готовятся обложить сборами джинсы Levi's и мотоциклы Harley Davidson.
Европа остаётся в иранской сделке и готовится защищать свои компании (!) от санкций США — а они должны быть введены автоматически, если США наложат на Иран новые санкции, а Европа нет.
«С такими друзьями и врагов не нужно», — откровенно написал в твиттере Дональд Туск, глава Европейского совета.
Какой из этого можно сделать вывод? Впервые за десятки лет мощнейший альянс США и Европы реально на пороге глубокого кризиса. Выгоду из этого, несомненно, извлекут Россия и Китай — общаться с европейскими странами, не отягощенными «трансатлантической солидарностью», им будет куда проще.
Что характерно, даже уход Трампа проблему не решит — националисты и изоляционисты набирают популярность и в Европе, и вполне возможно, восстановления «солидарности» не захотят уже сами европейцы. Новая эпоха наступает на наших глазах.