Фото © Reuters.
Хотя «провальный» 19-й саммит Украина–ЕС уже стал достоянием истории, копья вокруг него ломаются до сих пор. Фактический отказ объединённой Европы от подтверждения украинской мечты о полноправном членстве в Евросоюзе оставил привкус горечи у многих, и все шишки посыпались на президента Петра Порошенко.
Что ж, у победы тысячи отцов, поражение обычно сирота.
Анализируя причины, по которым делегация Евросоюза де-факто отклонила предложенную украинской стороной формулировку «ЕС признаёт европейские устремления Украины, приветствует её европейский выбор», политологи много рассуждают о коррупции, реформах и войне. Точнее, об отсутствии должного прогресса на этих ключевых направлениях.
Разумеется, такие оценки не могут не грешить субъективизмом: на взгляд официального Киева, напротив, сделано очень много. Практически, максимум возможного. Но, тем не менее, корни европейских опасений, как представляется, уходят глубже реформаторской повестки. И они интересны не только в контексте евроинтеграции Украины.
Некоторый свет на страхи Европы проливает свежее интервью польского историка Анджея Запаловского газете Nasz Dziennik.
— Каковы шансы Украины на вступление в ЕС?
— Украина находится на грани экономического краха, продолжается процесс фрагментаризации этого государства. В некоторых регионах монополия на использование силы перешла от государства к преступным организациям. В такой обстановке никто не возьмёт на иждивение 40 миллионов человек — а вступление Украины в ЕС свелось бы к этому. Евросоюзу пришлось бы полтора десятка лет (при условии, что в украинском государстве удастся победить вездесущую коррупцию) направлять все средства из Фонда сплочения на то, чтобы поднять уровень жизни в стране, которая в два раза превосходит по размерам Польшу.
То есть, никакой политики – чистая экономика.
Проще всего считать, что это личное мнение обычного польского историка, по вполне понятным причинам смотрящего предвзято на восточного соседа. У Польши с Украиной давние счёты по некоторым чувствительным вопросам, и националисты с обеих сторон активизировались в их сведении последнее время. Пусть и на страницах СМИ.
Но всё же и самые маргинальные взгляды, которые не принято открыто высказывать на всяческих саммитах и переговорах, нужно изучать и знать. Потому что на практике они чаще всего более популярны у электората, чем кажется на первый взгляд. И именно на них впоследствии вынуждены ориентироваться политики, даже если их самих воротит от подобных точек зрения. Проще говоря, Анджей Запаловский с детским простодушием высказал то, что давно уже держали в уме лощёные чиновники Брюсселя, и чего не могли сказать в открытую не имеющие такого доступа к СМИ простые граждане ЕС.
По всей видимости, аналогичными опасениями Старого Света можно объяснить и давний провал российского проекта «От Лиссабона до Владивостока». Масштабы страны, а не коррупция или тоталитаризм сыграли в этом ключевую роль.
Так что будет интересно посмотреть, какой же ответ найдёт Украина на общеевропейский страх?