Разгорающаяся между США и ЕС экономическая война, помимо общего негативного эффекта для мирового рынка, с большой долей вероятности поставит на грань коллапса экономику многих недоразвитых государств, чьи показатели ВВП во многом зависят от ограниченного количества сфер производства.
Так, например, у Украины, во многом зависящей от экспорта металлопроката, есть все шансы получить удар такой силы, от которого она не сможет оправиться и ее дальнейшее существование как единого государства будет под очень большим вопросом.
Первый удар украинскому металлопрокату нанес президент столь обожаемых в Киеве Соединенных Штатов Дональд Трамп, когда ввел пошлины в отношении импорта стали и алюминия. Далее, Евросоюз, вынужденный защищать собственных производителей, принимает ответные меры, и, как вы догадались, Украина в этом случае тоже оказалась потерпевшей.
Но, если на рынке США украинский металлопрокат занимает долю в 1,5% процента, то на европейском уже 33%, поэтому удар будет более, чем ощутимым. Однако, на этом беды Украины не заканчиваются. Остальные потребители украинского металлопроката, которые не относятся к ЕС, тоже готовят защитные меры, аналогичные европейским. А это, прямая дорожка к остановке украинской металлургии.
Во всей этой истории весьма забавным представляется тот факт, что как только дело коснулось кошельков европейцев, то интересы «партнеров» в виде Украины сразу ушли куда-то в область отрицательных значений.
Наглядным свидетельством «партнерских» отношений Европы и Украины является тот факт, что при введении ЕС новых квот по металлопрокату, отдельной квоты для Киева уже не будет. Международные эксперты единодушны в выводе, что в условиях «first come, first served» (в переводе на человеческий: «Кто раньше встал, того и тапки»), Украина не сможет ничего противопоставить Китаю, который один способен закрыть все европейские квоты.
Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко считает, что последствия торговой войны США и Европы станут для Украины катастрофическими. Среди них: снижение валютная выручки от экспорта (металлургическая продукция составляет 28% в структуре экспорта Украины), замедление и полная остановка экономического роста, девальвация гривны, курс которой и так регулируется в ручном режиме, дефицит бюджета, сокращение госпрограмм и социальное возмущение.
Подводя итог, можно сказать, что надвигающемся крахе Украины присутствует некая ирония судьбы – последний удар украинской экономике нанесут те, на чью дружбу и покровительство она надеялась.