Москва предоставит Еревану 100-миллионный кредит на закупку оружия
Проблему безопасности у своих южных границ на Кавказе Россия пытается решать с помощью поддержания баланса сил в регионе. Одним из шагов в этом направлении станет очередная поставка Армении российского оружия. Об этом в интервью РИА «Новости» рассказал президент этой страны Серж Саргсян.
По словам президента Армении, буквально «на днях» Ереван ждет очередную партию оружия из России в рамках ранее подписанного двустороннего договора. Для его реализации Россия предоставляла кредит в 200 млн. долларов. До конца 2017 года все вопросы, связанные с этим договором, будут закрыты.
Тем временем обе страны готовят еще одно соглашение на поставку вооружений. В настоящий момент оно проходит утверждение в инстанциях России и Армении. Договор предусматривает выделение Москвой кредита в 100 млн. долларов на 20 лет. При этом закупки вооружений намечены на период с 2018 по 2022 годы.
Точная номенклатура будущих поставок не раскрывается. Но по словам министра обороны Армении Вигена Саркисяна, это будет «оружие стратегического сдерживания». Кого именно намерен сдерживать Ереван, министр умолчал. Однако объяснил, почему Армении выгодны подобные контракты.
«Это и приобретение оружия у нашего стратегического союзника по внутренним ценам, и единые подходы в вопросах обслуживания и эксплуатации, и эффективное применение при учениях, и возможность испытания вооружений на других полигонах при взаимодействии с РФ», — сказал Саркисян.
Поддержка Россией Армении по оборонным вопросам понятна. Страны — партнеры по Организации Договора коллективной безопасности. В то время как основной антагонист Еревана — Азербайджан, в ОДКБ не входит.
В свою очередь, Баку, по данным СМИ, пытался приобрести ракеты у Ирана, но безуспешно. Тегеран опасается открыто занимать чью-либо сторону в армяно-азербайджанском конфликте.
По мнению главного редактора портала Military Russia Дмитрия Корнева, министр обороны Армении, скорее всего, имел ввиду поставки российских тактических ракет.
— «Сдерживание» Армении нужно против Азербайджана. Других проблем у них не предвидится.
«СП»: — И чем в таком случае Ереван мог бы «сдержать» Баку?
— Известно, что Армения в прошлом году получила несколько установок оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер». Их показали на параде в Ереване. Речь идет либо о батарее — это две пусковых установки, плюс две транспортно-заряжающих машины, либо даже об одной только установке. Это мог быть «пробный шар».
А теперь в Ереване, видимо, захотели сформировать полноценное подразделение — либо ракетный дивизион, либо даже ракетную бригаду. То есть они могут докупить те же системы. Кроме того, могут докупить боекомплект — ракеты в разных вариантах, другое оборудование.
Кроме того, у Армении есть на вооружении ракетные комплексы SKAD. Они еще «живые» и совсем недавно позиционировались армянской стороной тоже как «оружие сдерживания».
«СП»: — Что позволяет определять эти ракетные системы именно как «оружие сдерживания»?
— Радиус действия. У обеих этих систем он не превышает 300 километров. В том числе и у «Искандеров», поскольку здесь наверняка речь идет об экспортном варианте «Искандер-Э». Баллистические ракеты с радиусом действия более 300 километров запрещено поставлять международными соглашениями.
Теоретически, к «оружию сдерживания» можно отнести некоторые самолеты или вертолеты, но на 100 млн. долларов их много не купишь. Один Су-30 стоит больше 25 млн. долларов. Еще возможны системы залпового огня дальнего действия — типа «Смерч».
«СП»: — Именно такое расстояние — 300 километров, судя по карте, между самой восточной оконечностью Армении и Баку. Ракетами как раз можно достать…
— Неудивительно, что в Азербайджане были очень не довольны этими поставками, а в Армении наоборот — сильно довольны.
«СП»: — В Турции тоже должны быть недовольны…
— Ближайшие к границе с Арменией районы Турции, да, попадают под удар. Но все же тут вероятнее всего направление на Азербайджан. Тем более, ракетные комплексы хороши для действий в условиях горной местности. Наши ракетные комплексы позволяют поражать цели, которые находятся не в прямой видимости.
Политический обозреватель Айк Халатян видит в России ту силу, которая способна обеспечить Армении безопасность, как на азербайджанском, так и на турецком направлениях.
— Армения находится в состоянии открытого конфликта с соседним Азербайджаном, который все последние годы вооружался для силового решения карабахского конфликта на тот случай, если ему не удастся решить вопрос дипломатическим путем. Поскольку Баку стоит на максималистских позициях, то рано или поздно не исключена вторая попытка силового решения.
Поэтому Армения, как гарант безопасности Нагорно-Карабахской республики и ее союзник, должна быть в состоянии помочь армянам обеспечить их безопасность. Поэтому Ереван делает все, чтобы с меньшими финансовыми расходами, нежели Азербайджан, обеспечить паритет сил. Россия здесь выступает как военно-политический союзник Армении не только по ОДКБ, но и в рамах двусторонних соглашений.
«СП»: — Был же еще один кредит на 200 млн долларов…
— Да, но также были и закупки российского оружия без российских финансовых средств.
«СП»: — А турецкое направление?
— Силы слишком не равны. Сравните размеры Армении и Турции. Кстати, у Турции вторая армия по численности в НАТО. Поэтому безопасность на турецком направлении призван решить военно-политический союз с Россией. Там на границе есть российская военная база и Анкара вряд ли рискнет атаковать, учитывая отношения наших двух стран. Поэтому закупки оружия здесь не могут играть важной роли.
Политолог, эксперт Фонда стратегической культуры Андрей Арешев придает большее значение именно политическому союзу Армении с Россией, нежели военному фактору.
— Турция исторически является основным военно-политическим союзником Азербайджана. Анкара не установила дипломатические отношения с Ереваном, осуществляет сухопутную блокаду Армении. Но в случае обострения карабахского конфликта, важным фактором сдерживания станет российское военное присутствие на армянской территории. Да и нынешние российско-турецкие отношения — при всей их неоднозначности, также имеют сдерживающее влияние.
«СП»: — Весной 2016 года, во время четырехдневной войны в Нагорном Карабахе, Анкара однозначно выступила на стороне Баку…
— Да, тогда Турция была в числе немногих стран, которые поддержали военные действия Азербайджана. Но тогда наши отношения с ней были значительно хуже, чем теперь.
К тому же сейчас у Турции много других проблемных приграничных регионов: сирийская провинция Идлиб, Ирак. В интересах самой Турции отсутствие конфликтов на восточных своих границах.
«СП»: — Позицию Азербайджана в Армении называют «максималистской»…
— Действительно, мы слышали немало достаточно воинственных заявлений со стороны Баку. Да и эскалация наблюдалась не только в Нагорном Карабахе, но и на армяно-азербайджанской границе. Однако события апреля 2016, как мне кажется, доказали невозможность решения проблемы военным путем. Тем более, теперь, когда армянской стороной предприняты усилия для восстановления военно-политического баланса. В том числе, с помощью российских кредитов.
«СП»: — Могло бы стать выходом из положения вовлечение Азербайджана в орбиту ОДКБ?
— Сейчас этот вопрос не стоит. При тех разногласиях, которые наблюдаются сегодня между Ереваном и Баку, их совместное участие в ОДКБ сложно представить.
Сергей Аксенов