Новые датские требования к прокладке «Северного потока-2» вызывают сомнения из-за того, что они могут носить системный характер – считает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов
Новые датские уточнения вызывают вопросы
В Датском энергетическом агентстве заявили, что ограничения на прокладку «Северного потока-2» к юго-востоку от острова Борнхольм распространяются на работы по строительству магистрали, а не на конкретные суда-трубоукладчики.
Там говорится, что прокладка газопровода должна идти с помощью судна, которое оборудовано специальной системой динамического позиционирования.Это необходимо для того, чтобы «трубы сохранялись в сохранности», что накладывает отпечаток на всю трассировку «Северного потока-2».
На самом деле, эти «уточнения» носят несущественный характер, но после датской политики по саботажу выдачи разрешения на реализацию «Северного потока-2», усугубленной американскими санкциями против компаний, которые осуществляли его строительство, такие новости вызывают большие подозрения. Ведь на сегодняшний день работы по этому газопроводу полностью парализованы.
«Сама по себе новость, что датская сторона как-то меняет или уточняет условия прокладки, вызывает нехорошие мысли, что в том случае, если Россия начнет предпринимать попытки достроить «Северный поток-2», а она будет это делать, датчане могут снова неожиданно сделать шаг назад и постараются как-то вставить палки в колеса данного проекта», — констатирует Перов.
Ведь и предыдущие датские спекуляции, и американский санкционный закон явно являются взаимосвязанными действиями, которые добились поставленной цели – строительство «Северного потока-2» замедлилось и непонятно когда полностью завершится.
«Саму специфику прокладки газопровода все это не меняет, но создает угрозу новых пакостей по отношению к России. Напрягает, что это делает возможным более серьезные изменения правил игры со стороны Дании», — заключает Перов.
Строительство «Северного потока-2» затягивается на неопределенный срок
В целом, как считает Перов, главной проблемой «Северного потока-2» является окончание строительства этого проекта. Непонятно, кто будет прокладывать эту трассу дальше, поскольку такие технические новации со стороны датчан не меняют картины, а вот уход судов компании Allseas из Балтийского моря изменил многое. Теперь России нужно искать другие варианты, а их, на самом деле, немного.
В собственности «Газпрома» есть судно «Академик Черский», которое было куплено российской компанией для строительства ряда локальных газопроводов на Сахалине. Теоретически оно может достроить «Северный поток-2», но это будет непросто.
«Мы просто не знаем, что сейчас происходит с «Академиком Черским». Это судно находится в порту Находки, а российская сторона никаких подробностей о ситуации со своим кораблем-трубоукладчиком не сообщает», — резюмирует Перов.
Есть обоснованные предположения, что «Академик Черский» сегодня проходит плановый ремонт. Ведь известно, что незадолго до всех этих событий был проведен тендер на поставку комплектующих для этого корабля. На основании этого был сделан вывод, что данное судно проходит в настоящее время плановый ремонт, причем непонятно, в какие сроки он может быть полностью завершен.
«Кроме того, нет точной характеристики «Академика Черского», как трубоукладчика – сколько времени у него занимает данный процесс, но «Северный поток-2» строило два корабля, которым оставалось до конца работ всего один месяц», — констатирует Перов.
Эти суда были намного больше и совершенней «Академика Черского», и они совершали свои работы сообща. Поэтому российский корабль будет выполнять это строительство значительно дольше, чем огромные трубоукладчики швейцарской компании Allseas.
«Поэтому даже если вывести за скобки разные возможности кораблей, работы по «Северному потоку-2» будут увеличены в два раза, поскольку этот магистральный газопровод состоит из двух линий, которые необходимо строить по отдельности», — заключает Перов.
Как замечает эксперт, российская баржа «Фортуна», которая использовалась при строительстве первого «Северного потока», не проходит по условиям лицензии, выданной датской стороной, поэтому «Академику Черскому» придется работать в одиночестве.
«Если раньше оставался где-то месяц до конца строительства газопровода, то сегодня можно смело умножать этот срок в два раза. Еще «Академику Черскому» нужно доплыть до Балтийского моря и доделать плановые ремонтные работы. И здесь смущает отсутствие официальных заявлений со стороны «Газпрома», что мы достроим этот проект, что все будет нормально», — резюмирует Перов.
Очевидно, что пока ситуация в этом вопросе не ясна и продолжает оставаться подвешенной, причем в России еще рассчитывают как-то решить вопрос с Allseas, ведь действие американских санкций против «Северного потока-2» носят непонятный характер.
Другой вопрос, что нужно готовиться к самому худшему, а это означает строительство «Северного потока-2» собственными силами. И если за 2020 год удастся достроить этот проект, то это будет не самым худшим вариантом, учитывая весь комплекс проблем.
Работы здесь осталось немного, но можно предполагать новые ограничения – например, санкции против «Академика Черского» и чего-то в таком духе, что бы заставило ту же Данию запретить работы этого судна в своих территориальных водах.
Дмитрий Сикорский, Экономика сегодня