Чем закончится последняя битва с ИГИЛ
«Исламское государство» * терпит поражение по всем фронтам, его территория и армия съеживается, словно шагреневая кожа. Сирийские и иракские войска захватили уже сотни военнопленных, и их ждет военный трибунал. Но многим террористам удалось бежать. Эксперты «Свободной прессы» обсуждают, каким образом не допустить возвращения беглых боевиков обратно в Россию.
ИГИЛ капитулировал перед Ираком
Буквально каждый день из Сирии по всему миру летят радостные новости, свидетельствующие: конец «Исламского государства» очень близок. Сегодня стало известно, что российская авиация нанесла удар по командному пункту террористов у Дейр-эз-Зора, в результате чего был ликвидирован так называемый министр войны «Исламского государства» Гулмурод Халимов. Об этом сообщает Минобороны.
Халимова и еще трех боевых командиров уничтожили прямо на командном пункте террористов, где они проводили совещание. Среди них, по всем данным, был и «амир Дейр-эз-Зора» Абу Мухаммад Аш-Шимали, отвечавший за финансы и переброску завербованных новобранцев на тренировочные базы ИГ*.
Сирийская армия совместно с шиитскими ополченцами из Ливана (отряды «Хезболлы») и Ирака (отряды «Харакат ан-Нуджаба») со дня на день полностью отобьет город Дейр-эз-Зоэр, который почти три года держали в осаде боевики «Исламского государства».
Взятие Дейр-эз-Зоэра тем более важно, поскольку сюда террористы стянули своих «недобитков» изо всех соседних городов, которые давно уже взяты сирийскими или натовскими войсками — это прежде всего Ракка и Мосул.
Но это далеко не единственный успех военных. Иракские вооруженные силы, которые активно поддерживают США, еще в конце августа полностью взяли под контроль округ Тель-Афар на северо-западной границе с Сирией. Боевики окопались тут давно, превратив несколько городов в мощный укрепленный район. Кровопролитные бои шли несколько недель, хотя численный перевес был на стороне иракской армии: почти 50 тысяч солдат против двух тысяч боевиков.
Через гуманитарные коридоры большинству мирных жителей удалось заранее покинуть район боевых действий. Но все равно, по оценкам ООН, здесь до последних дней оставалось еще от 10 до 40 тысяч гражданских лиц (в основном выходцы-шииты из Туркменистана). Загнанные в угол боевики использовали стариков, беременных женщин, подростков как «живой щит» — именно поэтому иракские войска не могут использовать артиллерию и авиацию.
Самые ожесточенные бои шли за городок аль-Аядия, который боевики буквально нашпиговали самодельными минами. Даже после того, как 31 августа было объявлено о взятии города, иракский спецназ продолжал «зачистки»: боевики прятались в пустых домах и перемещались по аль-Аядии по системе заранее вырытых тоннелей. Удалось ликвидировать несколько десятков потенциальных смертников (в том числе женщин и подростков), которые пытались взорвать военные объекты и армейские патрули.
Следующая цель наступления иракской армии — это Хавия, город между Мосулом и Багдадом, который также продолжают удерживать боевики «Исламского государства» (сюда бежала и часть террористов из округа Тель-Афар).
Боевиков нужно лишать гражданства!
31 августа объявила о завершении операции «Рассвет над пустыней» (Barrsns' Dawn) и полном восстановлении контроля над ливанско-сирийской границей и армия Ливана. Она полностью зачистила от остатков боевиков «Исламского государства» несколько господствующих высот, где террористы пытались закрепиться (это местности Хербет Дауд и Вади Мартбайя).
После того как спецназ ликвидировал последних снайперов «Исламского государства» инженерные войска приступили к обследованию огромной территории, где удиравшие боевики оставили мины, бомбы и другие боеприпасы. С сирийской стороны границы «зачистку» территории ведут сирийские военные и ополченцы ливанских отрядов «Хезболлы».
Из каждого уголка Ближнего Востока, где гремят военные победы над «Исламским государством», прилетают и новости о том, что в числе пленных боевиков немало выходцев из России и стран СНГ. Некоторым из них все же удалось бежать. И, возможно, они попытаются вернуться обратно на родину. Как избежать этой террористической опасности, «Свободная пресса» обсудила с нашими постоянными экспертами.
— По словам президента России, сказанным в начале 2017 года, с территории СНГ в Сирию уехало порядка 10 тысяч человек, из которых 5 тысяч составляют россияне. Так что то, что в плен будут сдаваться боевики ИГИЛ, имеющие гражданство какой-нибудь из стран СНГ, ничего удивительного нет, — говорит ведущий эксперт Института национальной стратегии, главный редактор научного журнала «Мусульманский мир» Раис Сулейманов. — Если уж третьим языком «халифата» стал русский язык (после арабского и английского), то это говорит о том, что выходцев из постсоветского пространства в рядах ИГИЛ достаточно много.
— А что делать с этими людьми после того, как они попадают в плен к тем сторонам, которые воюют против ИГИЛ?
— Если таких боевиков считать в качестве военнопленных, то их передадут тем странам, гражданами которых они являются. Вопрос в другом: нужны ли они в таком количестве России? Представим себе на секунду: допустим, войска Сирии или Турции освобождают от ИГИЛ какой-нибудь город. Оставшиеся в живых «игиловцы» сдаются, среди них есть россияне. Что их ждет? Возвращение в Россию, пусть и в наручниках, дальше — суд в России, отправка в колонию? Но ведь такая схема приведет к тому, что Россия наполнит свои тюрьмы большим контингентом исламистов с большим боевым опытом.
— В западных странах опробован опыт лишения террористов гражданства. Скажем, в Великобритании такая норма действует аж с 1981 года!
— Да, уже обсуждалась в СМИ перспектива, чтобы террористов в России лишать гражданства, однако тема почему-то сошла на нет.
Если такой закон будет принят, то эти люди, будучи лишены гражданства, остаются в ведении тех стран, на территории которых они оказываются. В данном случае, Сирии или Ирака. И уж эти страны решают вопрос, что делать с ними по своим законам.
Я не знаю, предусмотрена ли там смертная казнь за такие преступления или максимальные сроки. Если максимальные сроки, то по отбытию наказания у боевиков единственный вариант — надеяться на получение гражданства Сирии или Ирака, если российского их лишили.
Другой способ поставить «заслон» террористами, которые попытаются вернуться обратно в Россию из стран Ближнего Востока, предложил в беседе со «Свободной прессой» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин.
— Что касается боевиков из РФ и СНГ, то эти люди, безусловно, умеют воевать, и я думаю, что, скорее всего, лучше местных сирийских боевиков. В случае окончательного разгрома Дейр-эз-Зоэра важно не допустить их беспрепятственного возвращения в свои страны, включая Россию, для продолжения подрывной деятельности, — говорит Михаил Рощин.
В принципе, если удается выявить таких людей, их можно включить в «черные списки» пограничников и задерживать на границе, а дальше уже разбираться, в чем они конкретно виноваты. И их можно потом судить.
«Исламское государство» (ИГИЛ, ИГ) — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014 г.
Антон Чаблин