В Госдуме предложили раздать людям неосвоенный чиновниками 1 трлн. рублей
К Новому году россияне могут получить от власти неожиданный подарок. Неосвоенные чиновниками деньги федерального бюджета следует раздать людям. С таким предложением выступил на заседании Госдумы лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов.
Речь идет об 1 трлн. рублей. Именно столько, по данным Счетной палаты, «зависло» в бюджете. Миронов напомнил, что когда в Госдуме обсуждался вопрос о повышении НДС, правительство объясняло это необходимостью роста доходов бюджета на 600 млрд.
рублей.«600 миллиардов добавили, а триллион не израсходовали. Так действительно эти деньги нужны были, или это были придумки для того, чтобы залезть в карманы людей? — цитирует слова Миронова его пресс-служба.
«А может, нам поступить по справедливости, и с учетом огромного социального расслоения, с учетом реального нищенского положения десятков миллионов наших граждан выплатить людям из этого триллиона 13-ю зарплату, 13-ю пенсию, 13-ю стипендию», — предложил политик.
По мнению Миронова, эта мера простимулирует платежеспособный спрос населения, а значит, и всю экономику. Причем, он предлагает предусмотреть, чтобы выплаченные деньги были потрачены на приобретение только отечественных товаров.
Предложение звучит как разумное, но далекое от реальности. Недорогие отечественные товары преобладают в структуре потребления в основном бедных слоев населения, пенсионеров. Однако государство в последнее время всеми силами пытается ограничить их доходы.
Так, на днях Владимир Путин подписал закон, продлевающий «заморозку» накопительной части пенсий до 2022 года. Возможно, пора уже говорить об изъятии этих денег государством. Кроме того, все попытки общества добиться индексации пенсий работающим пенсионерам закончились неудачей.
Да и сама пенсионная реформа - это просто изъятие денег у населения старшего возраста. Подсчитано, что каждый россиянин потеряет свыше 800 тысяч рублей. О какой 13-й пенсии можно говорить, если и обычных пенсий многих лишили?
О том, откуда в бюджете взялся «лишний» триллион рублей и как следует относиться к предложению Миронова, «СП» рассказала член комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Вера Ганзя.
— На конец каждого года появляются остатки неиспользованных бюджетных средств. Эти остатки с каждым годом увеличиваются. В конце 2018 года это было свыше 700 млрд. рублей. На конец 2019 года уже 1 трлн. рублей. В предыдущие годы эти суммы были меньше. Тем не менее, остатки были всегда.
«СП»: — Почему эти остатки появляются? Нам все говорят, что денег нет, а они, оказывается, есть…
— Дело в том, что межбюджетные трансферты, которые направляются в регионы (а остатки — это средства исключительно по государственным программам и по региональным субсидиям) очень забюрократизированы. То есть, для того, чтобы получить эти средства региональные власти должны по каждому федеральному проекту, по каждой госпрограмме заключить соглашение с правительством РФ. В этом соглашении прописано множество условий: какие объекты, когда, сколько, проектно-сметная документация, ценовой аудит и т. п. И все эти условия надо выполнить.
У нас работает 44-й закон о госзакупках, который зачастую тормозит реализацию тех или иных проектов. Например, в небольшом муниципалитете необходимо провести ремонт объекта стоимостью 5 млн. рублей. Эта сумма выставляется на конкурс. А так как небольшие организации районного масштаба у нас практически все уничтожены крупными фирмами, работу выполнять некому. Крупные компании на это не идут, так как для них это лишние хлопоты за ничтожные деньги. В результате подрядчика невозможно найти, работа не выполнена, деньги не освоены и возвращаются в бюджет.
А так как это государственная программа, то деньги возвращаются не в региональный, а в федеральный бюджет. Со всей страны маленькими ручейками стекаются эти остатки.
«СП»: — А какая может быть альтернатива?
— Мы предлагали, чтобы все эти деньги либо не возвращать — оставлять на региональном уровне, а потом снова возвращать в муниципальное образование, из которого они были изъяты, либо возвращать их из федерального бюджета на те же самые цели. Не нашелся подрядчик или поставщик в этом году, найдется в следующем и работа будет сделана. Пока так сделали только в части национальных проектов. А в остальных случаях деньги все равно возвращаются в бюджет.
«СП»: — Помнится, Крым, когда вошел в состав России, жаловался на чрезмерную бюрократию для получения финансирования из центра. Мол, как не сделаешь, чиновникам Минфина все не так…
— Это понятно. Им было сложно. У нас хоть какие-то структуры были созданы, а там же вообще никаких. И поэтому по Крыму были огромные остатки. Я была там, знаю. Сейчас понемногу это налаживается. Но вообще-то остатки есть во всех абсолютно регионах.
Но это одна причина возврата денег в федеральный бюджет. А вторая — деньги реально не успевают осваивать из-за громоздких конкурсных процедур. Пока все сделают, асфальт приходится укладывать в декабре. Эти причины не столько надуманы, сколько придуманы нашими полоумными законами.
А Минфину это очень удобно. Наш Минфин сидит, как Кащей над златом, чахнет над огромными средствами. Во-первых, над профицитом бюджета, во-вторых, над фондами резервными, а в-третьих, над вот этими остатками. Остатки эти в основном идут в резервный фонд правительства РФ.
«СП»: — С источниками 1 трлн рублей мы разобрались. Как можно оценить предложение Миронова пустить их на выплаты «13 зарплат и пенсий» россиянам?
— Предложение, конечно, хорошее, но оно популистское. Потому что это деньги целевые. Они направлены на те или иные объекты. Просто не успели или не смогли выполнить работы и деньги просто зависли. Так что это не реализуемо.
Другое дело, если бы Миронов предложил вернуть эти деньги в муниципалитеты с правом потратить их как они считают нужным, на какие-то другие работы, и отчитаться. Но это тоже невозможно. У нас настолько все жестко прописано — шаг влево, шаг вправо - расстрел. Это страшно губит нашу экономику — не дает возможности эффективно распоряжаться деньгами.
«СП»: — А вам скажут в Минфине, что это финансовая дисциплина…
— Дело в том, что не всегда госпрограмма учитывает приоритеты регионов и муниципалитетов. Например, нам нужен газ, а нам предлагают воду. А где-то наоборот. Потому что условия подходят под одно, но не подходят под другое. Я не раз выступала с критикой целевого метода формирования бюджета. С этим согласна и Счетная палата. По их данным, неэффективны 19% госпрограмм.
«СП»: — Выходит, этот триллион раздать людям не получится. Но может, тогда стимулировать платежеспособный спрос, да и вообще сделать людям облегчение за счет каких-то других средств? Например, выплатив людям «замороженную» часть накопительной пенсии или проиндексировав пенсии работающим пенсионерам…
— Работающие пенсионеры работают не потому, что у них дом — полная чаша, а потому что пенсии низкие. И сегодня не индексировать пенсии работающим пенсионерам при том, что работодатели отчисляют за них взносы в ПФР — это верх бессовестности, непорядочности нашего руководства.
Замораживать накопительную часть пенсий — это практически то же самое. Люди работали, собирали эти деньги, а их теперь используют, чтобы закрыть брешь в ПФР, чтобы не платить трансферты из бюджета.
«СП»: — Как бы вы предложили решить проблему? Откуда лучше взять деньги?
— Из Фонда национального благосостояния. Сегодня у нас порог для расходования средств ФНБ (7% от ВВП — авт.) уже превышен, эти излишки как раз можно отдать пенсионерам. И тогда мы увеличим потребительский спрос, дадим толчок развитию малому и среднему бизнесу, который в свою очередь наполняет бюджет. Так что предложение Миронова здравое, только он не о тех деньгах сказал. Но руководство страны эти деньги не отдает людям.