Рига всегда была морской державой, пусть даже в качестве отдельного города. Вся её экономическая мощь просто и бесхитростно объяснялась одним словом: порт.
Контроль над водными путями, у которых располагалась Рига, занимал ведущие геополитические умы нашего региона несколько столетий подряд. Впервые в истории сегодня этот вопрос понемножку уходит на периферию.
Рига, бывшая ключом от восточнобалтийской торговли, отныне перестаёт быть таковым окончательно. Курица, несшая республике золотые, а подчас и платиновые яйца, грозит быть отправлена в котёл. Варись с миром и не доставайся уже никому.Российские порты регулярно заявляют о намерении отнять у русофобствующей Прибалтики последний транзит. Как показывает опыт, русофобия — это настолько эксклюзивный товар, что платить за него приходится всю жизнь.
Латвийская железная дорога, строительство которой началось ещё в 1860-е годы, тоже переживает не лучшие времена. Предприятие, столкнувшись с резкой нехваткой грузов, вынуждено была объявить локаут. Полторы тысячи человек запросто остаются без стабильной работы.
Параллельно с этим уверенно банкротирует выдающийся флагман косметико-парфюмерной отрасли «Дзинтарс», который доведён до ручки совместными усилиями СГД и разношёрстных ликвидаторов, по сравнению с которыми степная гиена — существо в высшей степени благородное.
Чудны дела Латвии, которая в начале 1990-ых годов получила в наследство от разваливавшегося Советского Союза всё и даже больше. Можно было просто жить на советском запасе и ничего не делать. Однако внешние силы руками местных национал-предателей начали всё рушить.
Катастрофическое положение «Латвийской железной дороги» пока ещё, увы, недооценивается латвийскими чиновниками, которые в ответ на очередное болезненное фиаско привыкли издавать лаптезакидательские реляции, однако суровая статистика гласит, что на всех предприятиях, аффилированных с ЛЖД, может быть уволен каждый седьмой работник. Представители железнодорожной отрасли разводят руками и привычно пеняют на сложную политическую ситуацию. Конечно, виноват Кремль — виноват в том, что старательно обходит русофобствующих и ненадёжных партнёров за сто вёрст, желая поддерживать национальный логистический бизнес.
Пока работники транспортной отрасли готовятся смириться с неизбежным, а дирекция Рижского порта чешет затылок и считает грядущие убытки, Сейм Латвии принимает очередную антирусскую декларацию, в которой Советский Союз назван в числе поджигателей Второй мировой войны, а от России требуется признать какую-то мифическую «оккупацию и незаконную аннексию».
Мавр под названием «Сейм Латвии» уверенно делает своё чёрное дело, наглухо забивая все благодатные источники, которые могут ещё подпитать эту маленькую республику. А кто-то довольно потирает руки. Латвия — это своеобразный первопроходец того пути, который выпадает отколовшимся осколкам великой державы по окончании Холодной войны. Иными словами, Латвия — это наглядный пример того, что произойдёт с Украиной примерно через десять лет.
Одним из последних гвоздей стало заявление представителей Усть-Луги, признавших, что к 2023 году будет сдан в эксплуатацию суперсовременный терминал по перегрузке минеральных удобрений. А ведь местные портовики так уповали на круговорот туков в латвийской экономике, делая ставки на эту региональную «нокиа». Теперь чьи-то надежды превратятся в сладкое воспоминание. И 23 миллиона тонн грузов скажут Латвии «остаточнэ прощавай».
У всего этого имеется один точный диагноз: «негосударствоспособность». Это, кажется, наиболее корректное определение.
Александр Филей, Латвия