На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Анализируй это

2 984 подписчика

Узбекистан - евразийская потеря?

Пентагон заявил, что США не намерены прекращать военное давление на Талибан (фундаменталистское исламистское движение, запрещено в России). В связи с этим США сталкивается с необходимостью продолжать поставки военных грузов в Афганистан. Как известно, для этих целей Америка использует Северную распределительную сеть, часть которой проходит через Узбекистан.

Но ограничивается ли связь США с Узбекистаном только этим?

Постсоветское пространство всегда являлось для России одним из наиболее приоритетных геополитических направлений. Однако в последнее время в регионе можно наблюдать не особо радужные для РФ тенденции. Примером может послужить почти незаметный, но уверенный дрейф Узбекистана в сторону Запада.

Узбекистан входил в орбиту наших геополитических интересов ещё со времён Российской Империи. Ташкент был присоединён к России в 1865 году в ходе Русско-кокандской войны. Сразу после присоединения Кокандского ханства в регионе началась добыча углеводородов. Во времена Советского Союза значение Узбекистана было сложно переоценить. Газ Узбекистана во времена СССР играл важную роль в энергетическом секторе страны. В УССР была построена целая система газопроводов.

По статистике, вплоть до распада Советского Союза, Узбекистан занимал второе место среди советских республик по объему добычи газа. К 1990 году добыча газа в Узбекистане достигла отметки в 40 млрд кубометров в год. Очевидно, что при такой системе взаимоотношений, которая была выстроена как во времена империи, так и СССР, Россия смогла обеспечить себе политическую лояльность на среднеазиатской «периферии». Это может быть объяснено тем, что подобное сотрудничество было взаимовыгодным. Но на данный момент все складывается, увы, не так оптимистично. Узбекистан начал тихий дрейф на Запад, а конкретно в сторону США.

Новый президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев вопреки первоначальным ожиданиям не стал продолжать курс, установленный его предшественником. Напротив, он запустил процесс политической трансформации страны как внутри страны, так и на внешних рубежах.

Узбекистан, похоже, разворачивается в сторону сотрудничества с Соединенными Штатами. Ярче всего данный поворот характеризует двусторонняя встреча на высшем уровне, прошедшая 17 мая. По ее итогам, стороны заключили пакет документов о сотрудничестве и также выступили с совместным заявлением, в котором провозгласили начало «новой эры» в межгосударственных отношениях. За этими высокопарными речами на самом деле скрывается классический американский прагматизм. В краткосрочной перспективе достижение политической лояльности Узбекистана обеспечит США возможностью беспрепятственно реализовывать свои внешнеполитические амбиции в Афганистане, так как по заключенным в мае соглашениям Вашингтон, по сути, получит контроль над крайне важной Северной распределительной сетью.

В долгосрочной перспективе американцы также остаются в выигрыше. В первую очередь, если своими планомерными действиями США все-таки удастся получить лояльность, как официального Узбекистана, так и самого населения, то Америка сможет лоббировать свои интересы в Афганистане через местную диаспору. Напомним, что узбеки являются четвертой по численности этнической группой в Афганистане и составляют примерно 9 процентов населения, и, по информации британского агентства BBC, обладают немалым влиянием в некоторых регионах страны. Но на этом геополитические интересы США в Узбекистане не заканчиваются. Нельзя забывать и о том, что Узбекистан, входя в евразийское пространство, может быть использован в качестве инструмента давления на Россию.

По обыкновению реализации своих проектов США добивается, как за счет использования внешнеполитических ведомств, так и за счет многочисленных институтов мягкой силы. В статье авторитетного издания Foreign Policy говорится, что использование американцами мягкой силы приветствуется самим Ташкентом.

Обучение студентов, которые могут вернуться, помогая создавать рабочие места и возможности, будет означать вечное влияние на политическую и экономическую систему Узбекистана, а также на умы людей»,

- отмечается в материале. Также в публикации сообщается, что те студенты, которые уже прошли обучение в американских учебных заведениях, намерены вернуться на родину, руководствуясь идеей о том, что они могут внести значимый вклад в изменение политического ландшафта и общего развития страны. Однако на данный момент в Узбекистане отсутствует стратегия их реинтеграции.

Непосредственная помощь Вашингтона в этой сфере будет одобрена Ташкентом»,

- утверждает Foreign Policy.

Россия на данный момент не предпринимает никаких активных действий для противодействия американскому влиянию в Узбекистане. BBC полагает, что бездействие России объясняется тем, что Москве нечего предложить Ташкенту. А «агрессивная внешняя политика», по мнению западных экспертов, вселяет опасения в страны Средней Азии и подталкивает их к внутрирегиональному сближению на основе отдаления от России. Хотя, как становится ясно из статьи FP, это происходит не без помощи извне.

О том, что Узбекистан желает дружественных отношений США, говорят и слова президента Мирзиёева, произнесенные им на встрече глав государств в мае:

Это встреча историческая. Америка с первых дней нашей независимости всегда поддерживала ее, а также наш суверенитет и территориальную независимость. Мы очень благодарны Америке».

В Узбекистане считают, что сотрудничество, в первую очередь, выгодно им же самим. Узбекский политолог Рафаэль Саттаров полагает, что для тотального обновления социо-экономической модели необходимы кредиты, которые можно получить в финансовых институтах, где доминирующую роль занимают американцы.

Как же Россия должна себя вести в данной ситуации? В первую очередь, необходимо осознать и оценить риск потенциального выхода Узбекистана из зоны российского влияния. В сложившейся ситуации Россия должна принять ответные меры. Активизация отечественных институтов мягкой силы в виде усиления присутствия русской культуры в регионе и создания информационных порталов, транслирующих пророссийскую риторику для местной аудитории, могло бы если не остановить, то точно замедлить внедрение США. Наряду с этим Россия могла бы проводить политику кулуарного сотрудничества с умеренно-оппозиционными силами, основываясь на взаимовыгодном сотрудничестве. Москва может оказать существенную помощь в создании весомой электоральной платформы для данных партий, а последние, в свою очередь, влияли бы на внутриполитический климат страны, делая его все более лояльным к России. Помимо этого, ни в коем случае нельзя игнорировать работу с официальным Узбекистаном. Проведение встреч в двухстороннем формате могло бы помочь лидерам стран преодолеть некоторые разногласия и выработать консенсусную модель развития. Если всего этого не сделать, вся многолетняя работа по налаживанию отношений уже в скором времени может полететь прахом.

Справка:

Общий объем инвестиций, поступивших из России в Узбекистан, превысил 8,5 миллиарда долларов.

Кроме того, по данным торгпредства, Узбекистан занимает четвертое место среди стран СНГ по товарообороту с Россией. В частности, в январе-феврале этого года объем взаимной торговли между двумя странами вырос на 50,2% и составил почти 600 миллионов долларов. При этом российский экспорт вырос на 59,7%, импорт — на 28,1%. Россия занимает первое место среди торговых и инвестиционных партнеров Узбекистана. Российские компании «Газпром» и ЛУКОЙЛ вложили огромные инвестиции в Узбекистан.

Автор:
Спирин Егор

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх