Чем обернётся разрешение сотрудникам ФССП взламывать двери в квартиры граждан
Новость о том, что Минюст России добивается разрешения для приставов-исполнителей насильно входить в квартиры граждан, вызвала огромный резонанс, ещё даже не успев стать законопроектом. Ещё бы! Ведь речь идёт фактически о наделении сотрудников ФССП полномочиями, равных тем, которыми обладают силовые структуры — МВД и ФСБ.
И, судя по пояснительной записке к проекту, которая имеется в распоряжении Царьграда, в такую историю может попасть добрая половина граждан России, проживающих в многоквартирных домах.Проверку могут вызвать соседи
Преувеличение, скажете вы? Да на самом деле — нисколько. Читаем:
Предлагается установить новую меру принудительного исполнения — принудительный доступ в помещение в многоквартирном доме при осуществлении надзора за соблюдением порядка осуществления переустройства и перепланировки, а также обслуживания газового оборудования,
— говорится в тексте документа.
Теперь давайте разбираться, о чём, собственно, идёт речь.
Согласно букве закона, перепланировка — это любое изменение конфигурации помещения, которая была ранее задокументирована и утверждена в техпаспорте квартиры. Поэтому, если вы, допустим, решили объединить гостиную с кухней, чтобы сделать модную нынче «студию», то — всё, это уже перепланировка. И за такие действия, вообще-то, грозит штраф — небольшой (в Москве — порядка 2,5 тысячи рублей), но тем не менее так и есть.
Кроме того, Госжилинспекция, если установит сам факт произошедшего, имеет право потребовать вернуть всё в первоначальный вид. А поводом для проверки со стороны контролирующего органа вполне могут стать жалобы соседей.
И ещё один нюанс: продать такую квартиру, по крайней мере если её будут покупать по ипотеке, возможно, лишь «решив вопрос» с оценщиками: закроют они глаза на изменения, позволят сфотографировать в нужном ракурсе (не за «так просто», конечно), чтобы перепланировки не было заметно, тогда проблемы нет. А уж если оценщик взбрыкнёт, то... и так все понятно.
По-хорошему, для начала нужно, взяв в БТИ техпаспорт на квартиру, согласовать план грядущих изменений в Госжилинспекции, затем подать заявку и ждать. Можно, впрочем, узаконить перепланировку и позже, но это сложнее (и то если не будет критических нарушений).
Приставы: «На нас порой и собак спускают»
Но вернёмся к приставам. В случае если инспекция «прижмёт» собственника жилья, вынесет вердикт «всё вернуть в изначальное состояние», а это не будет исполнено, тогда расправа окажется быстрой: суд — решение — и, возможно, продажа «плохой» квартиры с торгов.
Так вот исполнять решение суда как раз и предстоит приставам. А пускать их на порог сегодня (да ещё с такой целью!), в общем-то, согласятся далеко не все, верно?
«Несколько раз мне лично приходилось отрабатывать такие решения, — рассказал Царьграду старший пристав Роман А. — В одном случае (в квартире жили асоциальные граждане) пришлось идти на ухищрение: отлавливать владельца в нетрезвом виде с помощью участкового, идти всем вместе в квартиру, а потом уже на месте составлять акт. В другом, когда речь шла об объединении двух смежных квартир в одну, на меня спустили собаку — там один бизнесмен выкупил у стариков каких-то жилье и сделал себе хоромы, и, естественно, он со мной и разговаривать не стал. Тоже выход нашли — вызвали силовую поддержку от ФССП и с участием полиции оформляли нападение на сотрудника при исполнении. Но проблемы точно есть».
Ещё один момент, который будет давать право приставам ломать двери и заходить в квартиры к неуступчивым хозяевам, касается переделки газового оборудования. Но здесь, впрочем, критиковать затею вряд ли кто-то станет — достаточно напомнить недавние жуткие случаи со взрывами газа, как раз по этой самой причине: в Магнитогорске, когда погибли 39 человек, и в Шахтах, где трагедия унесла жизни пятерых жильцов.
Единого мнения, нужно ли расширять полномочия приставам, нет
Однако единого мнения, стоит ли давать Федеральной службе судебных приставов такие полномочия, сегодня нет.
Первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по общественному контролю Артём Кирьянов, например, в интервью RT сказал, что мера — вынужденная и необходимая.
Прежде всего такие изменения законодательства вызваны ситуацией, которая сложилась на настоящий момент, — отметил Кирьянов. — Когда люди делают перепланировки, никаким образом их не оформляют, они входят в противоречие с инженерными правилами, угрожают безопасности не только людей, проживающих в этой квартире, но и всего дома.
То же самое, по его мнению, касается и самовольных трансформаций газового оборудования: практически, говорит эксперт, сегодня нет правовых основ для доступа в помещение без согласия владельцев, и это-то, получается, и приводит и к взрывам бытового газа в домах вследствие неправильного подключения, и к проблемам для жителей многоквартирного дома.
А вот в Совете Федерации, которому, если закон будет принят Госдумой, предстоит его утвердить до направления на подпись к президенту РФ, полагают, что никакой срочности в быстром принятии таких мер в настоящее время нет.
«Неприкосновенность жилища гарантируется статьёй 25 Конституции РФ, никто не вправе проникнуть в жилище без воли его хозяина, однако в этой же статье допускаются и ограничения этого права: без согласия владельца жилища в него могут проникнуть определённые лица в случаях, определённых по судебному решению, а также в ряде случаев, когда такое проникновение необходимо для спасения жизни или недопущения уничтожения улик, — прокомментировал ситуацию РИА Новости зампред комитета СФ по конституционному законодательству Александр Башкин. — И можно воспользоваться уже имеющимися в действующем законодательстве инструментами, которые могут заставить граждан предоставить необходимые сведения, в том числе судебными решениями».
Конкретно:
Какими правами собираются наделить приставов:
— Если владелец «нехорошей» квартиры не пустил пристава в помещение, тот выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора и устанавливает новый срок для предоставления доступа.
— Принудительный доступ в квартиры производится с участием понятых (в необходимых случаях – при содействии полиции) с составлением соответствующего акта о предоставлении доступа в помещение.
— Пристав вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в квартиру. Но должен при этом обеспечить сохранность имущества владельца.
И, кстати, оплачивать расходы по этому самому взлому (если, скажем, пришлось задействовать спецтехнику) придётся самому хозяину.
Комментарий юриста:
Кто имеет право беспрепятственного доступа в частное жильё?
— По общему правилу проникновение в жилище, в том числе и должностных лиц правоохранительных органов и иных структур, возможно лишь с согласия проживающих либо находящихся в жилище лиц, уточнил адвокат Михаил Стеклов. Но есть исключения: в целях спасения жизни граждан и их имущества, обеспечения их личной и общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках и других ЧС.
Кроме того, заходить любыми способами в жилье имеют право:
— Сотрудники правоохранительных органах — для задержания подозреваемых в совершении криминальных действий и пресечения собственно самих преступлений или установления обстоятельств совершённого преступления либо произошедшего несчастного случая. Но обыск может производиться только на основании судебного решения, за исключением случаев, когда это не терпит отлагательства: тогда достаточно лишь постановления следователя, судебное решение может быть получено позже, в течение суток. Единственное, если судья решит, что эти действия были незаконными, доказательства, полученные незаконным путём, не будут признаваться.
— Сотрудники экстренных и коммунальных служб — в случае пожара, утечки газа, повреждения водопровода. Такие действия, хотя формально и нарушают неприкосновенность жилища, однако же будут признаны правомерными, поскольку были обусловлены крайней необходимостью.
Автор:
Николаев Александр