Два года впустую
По личности того, кто возглавит посольство США в Москве после Джона Хантсмана, будет понятно, какой курс в отношении России намерены проводить США, вариантов тут всего три
Посол США Джон Хантсман завершил работу в России и сегодня возвращается домой. Каких-либо церемоний в посольстве или аэропорту по случаю отъезда не предусмотрено.
Это весьма символично: посол пробыл в России всего два года и ничем не отличился. При нём отношения двух стран несколько раз «пробивали дно» и находятся сегодня на самом низком уровне за всю свою историю.Конечно, это не вина одного Хантсмана – видного представителя американской элиты, бизнесмена, политика, влиятельного мормона и крупного специалиста по Китаю. Он лишь беспомощно взирал на деградацию двусторонних отношений, ставших при президенте Дональде Трампе заложником внутриполитической борьбы в США, и запомнился разве что крещенским купанием в проруби, а также тем, что в Москве у него обнаружили рак. Хантсман летит на родину, когда с Россией идёт «визовая война», её дипсобственность в США остаётся под арестом, разваливается созданная с огромным трудом в прошлые десятилетия система контроля над гонкой вооружений, а антироссийские санкции сыпятся как из дырявого мешка…
Чего Хантсман не добился в Москве?
Послы не всесильны, но не должны выглядеть беспомощными. Хантсман, преемник которого официально не объявлен, хотя, судя по всему, известен Москве, совершенно не справился с тремя главными стоявшими перед ним задачами.
Во-первых, с запугиванием российской элиты, имеющей мощную компрадорскую составляющую, чтобы Москва изменила курс и пошла на поклон к США в надежде вымолить прощение за отстаивание национальных интересов вместо американских.
Во-вторых, с организацией «цветной революции» или хотя бы подготовкой для неё серьёзных кадров. Несмотря на то что российские власти своей внутренней политикой, особенно в сфере экономики, которую нельзя не назвать бездарной, сильно облегчали его задачу.
В-третьих, убывающий посол провалился в работе из Москвы против Китая. Поссорить Москву и Пекин у него не получилось, отношения между Россией и КНР сегодня крепки как никогда, что вызывает страх в Вашингтоне. Только эти две страны американцы считают своими реальными противниками. И если они будут вместе, взаимно дополняя и помогая друг другу, мировому господству США скоро придёт конец. А ведь Америка привыкла за счёт его монетизации припеваючи жить.
Чего он добился?
Хантсман ставит себе в заслугу «сохранение связей, которые были закрыты», когда он приехал, а также… посольства, которое, «хотя и в меньшем составе, продолжает работать». Он видит цель США всего лишь в том, чтобы «стабилизировать эти очень важные двусторонние отношения», ради чего необходимо продолжать прилагать усилия и «усердно трудиться».
Весьма показательно, что посол произнёс эти слова, посещая в среду в СИЗО «Лефортово» арестованного ФСБ экс-морпеха Пола Уилана, обвиняемого в шпионаже в пользу США.
Три кандидата – три пути
Самый главный вопрос сейчас – кто станет новым послом США в Москве. Поскольку по личности нового посла можно будет безошибочно определить, какую политику Вашингтон будет проводить в отношении России в ближайшие годы. В этой связи со ссылкой на «информированные источники» всплывали различные имена. Например, русскоговорящий спецпредставитель по КНДР Стивен Бигэн, опытный чиновник, эксперт по России с опытом работы в нашей стране в самое страшное для неё время (1992–1994 гг.), протеже могущественного главы Госдепа и экс-директора ЦРУ Майка Помпео. Или фанатичный сторонник президента Дональда Трампа гомосексуалист Ричард Гренелл, нынешний посол США в ФРГ, которого немцы могут однажды объявить персоной нон грата за постоянное и бесцеремонное вмешательство в их внутренние дела. А совсем недавно президент Трамп заявил, что сменить Хантсмана на посту посла в Москве «с большой долей вероятности» может первый заместитель госсекретаря США Джон Салливан, которого «очень уважают» в России.
Слова Трампа косвенно подтвердил замглавы российского МИД Сергей Рябков. По его словам, замена Хантсмана произойдёт «достаточно быстро», и его сменит в Москве «хорошо известный» представитель американской администрации.
Что американцам делать с Россией?
Проблема с американским послом в Москве и колебания в Вашингтоне насчёт того, кого назначить в Россию новым главою дипмиссии, это не столько вопрос сомнений, взвешивания сильных и слабых сторон конкретных кандидатов, сколько большой политики: а что, собственно, делать с Россией?
В США на этот счёт имеются два мнения. Преобладающая точка зрения в американском истеблишменте такова: Россия – старый враг, она снова осмеливается противоречить США. Как жаль, что мы не добили её в начале 90-х, проглядели Владимира Путина. Эту ошибку надо исправить сейчас. Россию надо прессинговать и давить, терроризировать её элиту, погрузить с помощью санкций и втягивания Москвы в гонку вооружений, внешние конфликты в нищету её народ, чтобы он обратился против своей власти. Из двух великих соперников США Россия по причине слабости её экономики и двойной лояльности немалой части её элиты – слабое звено. Поэтому её надо смирить первой, после чего взяться за Китай, главного противника буквально во всём. В том числе с тыла – со стороны уже послушной США России или какой-нибудь там «Дальневосточной республики». Для реализации такой политики лучше Ричарда Гренелла никого не найти.
Самые умные американские политики, включая президента Трампа, придерживаются другой точки зрения. Они выступают за «Детант 2.0». А именно: нормализацию отношений («поладить с Россией»), установление более тесных связей в различных областях, чтобы «охмурить» и привязать к себе её элиту, втайне восхищающуюся США, и ценою признания наиболее очевидных национальных интересов России получить её в качестве союзника Америки против Китая. Они понимают, что если Китай не остановить в ближайшие 10-15 лет, то его уже никогда не получится остановить.
К тому же, возможно, удастся прихлопнуть КНР заодно с «союзной» Россией. Англосаксы проделали этот трюк против России и Германии в годы Первой мировой войны, поссорив и уничтожив обоих своих конкурентов руками друг друга. Если в этой схеме Германию заменить на Китай, то вполне можно действовать даже по плану столетней давности. А он, в частности, включал, как мы знаем, смену власти в России, страшную революцию, жуткую гражданскую войну, развал страны на десятки слабых гособразований…
В марте этого года ветеран американской дипломатии Генри Киссинджер, к советам которого прислушаются в Вашингтоне и сегодня, дал любопытное интервью первому заместителю генерального директора ТАСС Михаилу Гусману.
Оговорившись, что поддерживает «основные интересы и положения американской политики», Киссинджер указал, что Россия – «это великая страна с большой историей», и ему «трудно представить международный порядок, в котором Россия не будет в числе крупных игроков». Констатировав, что в данный момент двусторонние отношения находятся «в замороженном состоянии, потому что нет последовательного и систематического диалога», он выразил надежду, что «положение дел улучшится, и мы добьёмся успеха».
Киссинджер нарисовал цель, к которой следует стремиться: «Россия и США должны проявить взаимоуважение и продолжать сотрудничество», «и мы сможем работать параллельно (совместно)». Политик-глобалист, который смог в своё время привлечь Китай на сторону США в конфронтации с СССР, ещё раз подчеркнул: «Россия должна участвовать в решении всех мировых проблем», и «в конечном итоге так и будет».
Действительно, если вдруг сменить гнев на милость, пожертвовав для этого интересами какой-нибудь мелочи типа Грузии, чтобы «задружить» с Россией, разумеется, на этот раз против Пекина, то как знать, а вдруг у Вашингтона получится оставить русских в очередной раз в дураках?
Расчёт тут явно строится на то, что, подсев на новый «Детант», оперевшись внутри страны на прозападные, либеральные круги, задвинув на задворки патриотов, а потом, спровоцировав новое резкое обострение отношений (в США много «умных голов», а не один только Киссинджер, который к тому же не бессмертный), российская власть снова доведёт свою страну до развала. Только теперь отвалятся не окраины, как это случилось в 1991 году, а развалится уже корневая часть страны, и с ней будет покончено навсегда: без всяких гиперзвуковых ракет, самолётов, танков и авианосцев. А затем настанет очередь Китая.
Но для того, чтобы реализовать всё это, нужно срочно «поладить» с Россией. Для этого в Москве нужен как минимум посол, хорошо говорящий по-русски, изучавший Россию, отлично знающий её. Для этой роли хорошо подходит Стивен Бигэн.
Самый вероятный вариант
Однако, к счастью для России, сторонники этого подхода в США, сильно оглупевших в последние десятилетия без СССР, находятся в меньшинстве, а Россия стала заложницей во внутриполитической борьбе между «почвенниками», империалистами старого типа, к которым тяготеют республиканцы, и глобалистами-демократами, сторонниками основанного на «ценностях» мирового господства США как составной части Запада. В результате у президента Трампа, дрейфующего от одной угрозы импичмента к другой, связаны руки, и особенно в том, что касается России.
Поэтому проведение стратегической, системной политики в отношении России в данных условиях невозможно. И это создаёт хорошие предпосылки для того, что следующим послом США в Москве станет Джон Салливан – опытный госдеповец, первый зам Помпео, который будет эффективно решать вопросы и проблемы текущей политики, умело обходить острые камни и подводные рифы, минимизируя ущерб от тупика в двусторонних отношениях.
Иными словами, ситуация несколько улучшится, но без кардинальных сдвигов. Решение всех основных принципиальных вопросов в двусторонних отношениях в этом случае откладывается на потом. Что ж, посмотрим, какой из трёх вариантов дальнейшего развития событий будет реализован. Судя по всему – третий.
Автор:
Латышев Сергей