Спешная командировка Александра Вучича в США, заявление стран Большой Пятерки по Косово, отставка парламента сепаратистского края и назначение Мэттью Палмера американским спрецпредставителем по Западным Балканам четко показывает стремление Вашингтона закрыть косовский вопрос в ближайшее время. Потому как на кону не просто решение развязанного при помощи Америки конфликта, но и власть над всем полуостровом.
Центр Приштины
Серб встретил американца шутками про ЕС
Недавно в словенском городе Блед прошёл европейский стратегический форум, в рамках которого работает и секция министров иностранных дел стран бывшей Югославии (панель «Западные Балканы — европеизация, демократизация, общая ответственность»). И однозначной звездой первого дня этой встречи глав внешнеполитических ведомств региона стал сербский министр Ивица Дачич — он много шутил и срывал аплодисменты коллег. Правда, шутки, которые отпускал глава сербского МИД, были довольно специфическими и в чем-то горькими.
«Это случится лет через тридцать, как обещание детям, что, мол, когда вы вырастете, то получите то-то, — сказал Дачич по поводу обещаний Брюсселя взять его страну в ЕС. — Но мы на Западных Балканах больше не можем говорить так (со своими гражданами — прим. авт), поскольку сами уже выросли. И не только выросли, но уже скоро умрем, ожидая вступления в ЕС. Те, кто начал переговоры о вступлении Турции — уже мертвы. Я начал переговоры о Сербии — и пока жив».
Когда же представителя Сербии спросили, чего он ждет от новоназначенного спецпредставителя США по Западным Балканам Мэттью Палмера, то тот в присутствии самого американца, кстати, сидевшего рядом с представителем сепаратистского Косово Беджетом Пацоли (а ранее его можно было неоднократно видеть со значком в виде перекрещенных американского и албанского флагов на лацкане пиджака) сообщил, что ждет чего-то только от собственной жены.
«В наших землях говорят „откуда твоя жена, оттуда и ты“, — заметил Дачич, подчеркнув, что американец — чужак в регионе. — Это назначение показывает, что США более четко хотят обозначить свое присутствие в регионе, потому работы у спецпредставителя будет много и ему будет непросто с нами. Ну, а нам — непросто с ним. Думаю, его мандат должен закончиться только после того, как Сербия окажется в ЕС, а проблема Белграда и Приштины будет решена».
К своим же соседям Дадич обратился так:
«Вы собрались тут, полагая, что мы будем драться между собой. И нам часто приходится делать это, ведя переговоры в Европе… Но на самом деле, и я это говорил и в Хельсинки (где в конце августа уже проходила аналогичная встреча — прим. авт.), мы — братья. И все сидящие здесь ближе друг к другу, чем, например, Финляндия или Литва».
Вашингтонский пряник Белграду
Однако выражение «Чужие здесь не ходят» совсем не для Балкан. И назначение Вашингтоном Палмера отнюдь не было случайностью. Ему предшествовало собрание стран Большой пятерки (США, Великобритания, Германия, Франция, Италия) в середине августа, когда руководители правительств этих государств выступили со специальным обращением к Белграду и Приштине, призвав косовских сепаратистов к отмене стопроцентных пошлин на сербские товары, а сербов — к прекращению кампании по отзыву признаний Косово — на сегодняшний день это сделали уже пятнадцать стран (в основном африканские и экзотические островные государства, но тенденция уже обозначилась).
Еще один тревожный звоночек для совокупного Запада — это поворот Сербии на Восток, к Москве. И дело не только в перевооружении сербской армии при помощи России, которое идет, несмотря на попытки противостоять этому. Но и, например, в решении Белграда подписать соглашение о свободной торговле с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), которое анонсировано на 25 октября. Времени до этого момента еще много, поэтому Запад уже начинает действовать: в частности, Еврокомиссия выступила с заявлением, что, мол, Сербия, конечно, может заключать экономические соглашения с кем хочет, но если она нацелена на вступление в Евросоюз, то обязана выйти из всех торговых договоренностей, которые мешают этому присоединению. На что тот же Дачич ответил с легкостью, мол, одно дело, когда страна в Евросоюзе, и совсем другое, когда она там не состоит — какие могут быть претензии?
После чего Александра Вучича и вызвали «на ковер» в Вашингтон. Да, его экстренный визит в США можно расценивать только подобным образом. Причем, сербский президент не был удостоен чести быть принятым Дональдом Трампом, выше госсекретаря Майкла Помпео его не пустили (разговор, ради которого сербский президент проделал неблизкий путь, произошел за ланчем). Однако то, что за океаном определенно занервничали и поняли, что говорить с Белградом только с позиции силы неконструктивно, это очевидно.
«Я не буду напускать тумана и намекать на то, что США, инициировавшие признание независимости Косово, готовы теперь отказаться от этого, своему народу я врать не стану, — прокомментировал встречу Вучич. — Я сказал американским коллегам, что мы готовы к диалогу, но только когда стопроцентные пошлины со стороны Косово будут отменены. Должны быть элементарные условия и уверенность в том, что мы можем о чем-то говорить, если же они вводят такие пошлины, то такой уверенности нет… Формат не изменился, но если вы думаете, что на Приштину может повлиять кто-то, кроме американцев, поверьте, вы ошибаетесь».
Что ж, понятно, чего хотят от Белграда американцы, но для того, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, нужны какие-то предложения и от американцев сербам. И что же, кроме отмены пошлин как условия для возобновлений переговоров, они предложили? Можно предположить, что Сербии была нарисована перспектива присоединения к ЕС, минуя НАТО, но, зная как процесс шел у соседей (сначала в НАТО и только потом непонятно когда в ЕС), верится в это с трудом. Если судить по той довольно скудной информации, которая просочилась в СМИ, можно предположить, что на повестке дня всплыл опять пресловутый проекта размена территорий, согласно которому к сепаратистским властям отходят населенные албанцами районы Сербии, а к Сербии — населенные сербами общины Косово. После чего стороны расходятся, взаимно признав друг друга. Во всяком случае, такой вывод можно сделать из тех же слов Вучича:
«Евросоюз, в частности, Германия, выступают против демаркации, в то время как США открыты для разных вариантов, и им все равно, какой будет сделка. Они не в восторге от идеи Вучича, потому что признали Космет именно в существующих границах, но их цель — достичь взаимного признания».
После чего уже и премьер-министр Сербии Ана Брнабич заявила, что «признание Косово в существующих границах — это барьер, который мы никогда не переступим». А если так, то в иных границах, признание, выходит, возможно.
Как бы то ни было, но уже сейчас можно констатировать одно: пока сербская дипломатия заставила Вашингтон сменить жесткий вектор балканской политики на более гибкий. Хотя, конечно, для небольшого зверя водить за усы крупного и расчетливого хищника — всегда риск. С другой стороны, у Белграда пока и нет никаких иных вариантов. Сербия из без того старается отстаивать своё, исходя даже из того небольшого набора возможностей, которые у нее есть.
Косовары: уступки — США, агрессия — сербам
Во время своей недавней встречи с посолом Кипра Константиносом Элиадисом представитель руководства сербского МВД Биляна Попович-Ивкович добилась поддержки позиции Белграда по недопущению Косово в Интерпол на предстоящем саммите этой организации в Чили. А когда недавно над средневековой сербской цитаделью в косовском Ново-Брдо повесили флаг сепаратистского новообразования, сербское министерство культуры выступило с довольно резким заявлением:
«Мотивы подобного первобытного поведения кроются в темноте варварского сознания, которое толкает на захват чужого культурного наследия и самобытности».
Флаг с цитадели, кстати, впоследствии сняли. Видимо, американские партнеры Косово велели не обострять и без того напряженную ситуацию. Не случайно после отъезда подавшего в отставку косовского премьера и бывшего боевика Рамуша Харадиная на суд в Гаагу был распущен и «парламент» сепаратистской территории. Харадинай, кстати, до последнего выступал против отмены пошлин и территориального размежевания Косово, и совсем недавно призвал свое «государство» не вести себя как протекторат, поскольку это «не в албанской традиции». После чего начинается казаться, что и суд на этим человеком наконец-то не будет фарсом, и полевого командира, чьи руки по локоть в крови, возможно и вправду осудят. Во всяком случае представители Большой Пятерки призвали жителей края — потенциальных свидетелей, кого попытаются в ходе процесса запугать «герои освободительной войны», сообщать об этих фактах в международные инстанции.
А пока же к отмене пошлин Косово призвали еще и еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан, председатель ОБСЕ Мирослав Лайчак, и глава комитета по иностранным делам Европейского парламента Дэвид Макаллистер. А экс-спикер «Ассамблеи Республики Косово», лидер Демократической партии Кадри Весели уже приписал заслугу по отставке парламента себе, призвал соплеменников голосовать за него, потому что только он «знает, как договариваться с США», а про тех, кто утверждает, что пошлины снимать нельзя, заявил, что они говорят избирателям неправду (привет Харадинаю).
Это с одной стороны. С другой — в Косовской Мировице, в южной албанской части города группа албанцев на днях напала на сербских подростков и у моста через реку Ибар, разъединяющую албанскую и сербскую части города, ударила одного из них ножом — мальчик, к счастью, остался жив. В селе Брестовик, куда вернулась двадцать семей сербских беженцев, неизвестные перерезали водопроводную трубу, оставив местных жителей и их хозяйства без воды. Возле Ново Брдо косовские полицейские остановили, надели наручники и перевезли в полицейский участок журналистку местной сербской газеты «Единство» Соню Ивкович, которая везла очередной тираж своим подписчикам. В свою очередь муниципалитет Дечан, вопреки решению Конституционного суда Косово, отказался передать старейшему сербскому монастырю Высокие Дечаны 23 га земли, что ассоциация косовских историков «Али Хадри» объяснила тем, что монастырь стоит на фундаменте древнего иллирийского языческого храма, а православную обитель основал на своей земле также албанец — Фра Вита Кучи…
Кстати, кроме инцидента в Митровице, все остальные произошли на территориях, которые в случае размена останутся за албанскими сепаратистами. Так что история многострадального края не была легкой ни в прежние времена, не является таковой сейчас, и, с большой долей вероятности, будет тяжелой и в будущем. Другое дело, что до конца года может появиться некая определенность по поводу дальнейшей судьбы Косово и косовской проблемы. Во всяком случае, за океаном пряниками и кнутами очень хотят подвести Белград и Приштину к такой черте. Западу очень нужен стабильный замиренный тыл перед рывком на Восток.
Алексей Топоров, EADdaily