Украина и Россия продолжают разбирательство в связи с керченским инцидентом: РФ не намерена поддаваться попыткам давления, настаивая на своей позиции. Москва собирается подать иск против официального Киева в Международный суд ООН в Гааге.
Данное намерение декларировал руководитель рабочей группы по международно-правовым вопросам при постоянном представительстве Крыма при президенте Александр Молохов.
По его мнению, необходимо создать Общественный международный трибунал, аналогичный трибуналу Сартра-Рассела 1967 года, осудившего преступления американских военных во Вьетнаме.«Общественный трибунал должен дать принципиальную оценку действиям украинских военных, устроивших провокацию в Керченском проливе», — полагает Молохов.
История конфликта. Провокация имени Порошенко
Инцидент, вокруг которого идут ожесточенные споры между Украиной и Россией, имел место 25 ноября 2018 г. в Керченском проливе.
Российские пограничники задержали три украинских корабля, следовавшие из Одессы в Мариуполь. Бронированные катера «Бердянск», «Никополь» и буксир «Яны Капу» без разрешения пересекли российскую границу и не реагировали на требование остановиться, из-за чего по ним открыли огонь. В результате были арестованы 24 украинских моряка, которые сейчас находятся в СИЗО в Москве. Им предъявлены обвинения в незаконном пересечении границы РФ.
Президент России Владимир Путин назвал инцидент в Черном море провокацией, отметив, что среди членов экипажа украинских судов были двое сотрудников спецслужб, которые фактически руководили этой операцией. На его взгляд, провокация была призвана повысить рейтинг Петра Порошенко перед выборами.
Украина обвинила Россию в «агрессии», а Порошенко попытался воспользоваться ситуацией, чтобы перенести очередные президентские выборы, введя частичное военное положение в 10 областях страны. Этим планам не суждено было сбыться из-за сопротивления в Раде, а также позиции стран ЕС, настаивавших на проведении выборов в указанные законом сроки. Моряков же на Украине сразу назвали военнопленными.
Иск Киева в ЕСПЧ и решение Международного морского трибунала
Киев активно пытался апеллировать к странам Запада и международным структурам, пытаясь добиться усиления санкций против РФ. В частности, в январе этого года украинское правительство подало в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) жалобу, где обвинило Москву в нарушении прав украинских моряков после инцидента в Керченском проливе и их незаконном содержании в СИЗО. Жалоба осталась без удовлетворения — ЕСПЧ посчитал запрос не содержащим новых аргументов и идентичным заявленному ранее обращению, на которое российские власти уже представили исчерпывающий ответ.
В феврале 2019 года министр иностранных дел Павел Климкин анонсировал новую попытку прохода украинских кораблей в Азовское море. Украина пыталась всячески убедить Германию и Францию участвовать в новой авантюре, прислать в Черное море свои корабли, а также осуществлять мониторинг с моря, воздуха и из космоса. Однако канцлер Германии Ангела Меркель ответила на просьбы Киева категорическим отказом, не желая вступать в конфликт с Россией. В марте попытку уговорить Германию и Францию пойти навстречу Украине предпринял вице-президент США Майкл Пенс в ходе Мюнхенской конференции по безопасности. Но ни Меркель, ни Макрон не выразили желания развивать конфронтацию с Москвой ради интересов Вашингтона.
Глава МИД Украины также грозил разорвать договор c Россией о сотрудничестве в использовании Азовского моря, согласно которому оно является внутренним морем обеих стран, обе стороны пользуются свободой судоходства в Керченском проливе и обязаны решать спорные ситуации путем двусторонних переговоров.
Вместо этого Украина при президентстве Порошенко выбрала путь обострения и конфронтации. Климкин указал единственное препятствие для киевских властей, из-за которого денонсация соглашения не произошла до сих пор — необходимость зафиксировать претензии против России в международных судах. «Когда после слушаний у нас будет зафиксирована юридическая позиция и будут решены вопросы по международному арбитражу. Если бы мы разорвали его раньше, Россия использовала бы это для ослабления нашей юридической позиции», — заявил он.
16 апреля 2019 года Украина подала иск против РФ в Международный трибунал по морскому праву, обвиняя российскую сторону в нарушении «суверенного иммунитета военных кораблей, вспомогательных судов военно-морского флота, их пассажиров и членов экипажа в соответствии со статьями 32, 58, 95 и 96 Конвенции и международного обычного права». В исковом заявлении содержалось требование немедленного освобождения украинских военно-морских судов и 24 членов их экипажей.
Дальнейшее развитие спора вокруг Керченского инцидента происходило после победы на президентских выборах Владимира Зеленского, который в ходе инаугурационной речи в качестве одним из своих приоритетов поставил возвращение всех пленных украинцев.
6 мая Министерство иностранных дел России предупредило Международный трибунал по морскому праву о том, что российские представители не примут участия в слушаниях по делу украинских моряков. Внешнеполитическое ведомство РФ обозначило следующую позицию: трибунал не обладает соответствующей юрисдикцией для рассмотрения иска Украины по керченскому инциденту. «Международное судебное разбирательство не должно препятствовать уголовному расследованию, ведущемуся в Российской Федерации, а его результаты не должны предопределяться решением международного судебного органа», — отмечали в ведомстве.
25 мая судьи вынесли вердикт в пользу Украины, постановив, что Россия должна освободить украинских моряков, а также вернуть Украине конфискованные военные корабли. Трибунал призвал обе стороны избегать шагов, которые могут привести к обострению ситуации. Решение суда было вынесено большинством в 19 голосов против одного, и в Киеве его восприняли как свою огромную победу.
«Выполнение РФ приказа Международного трибунала ООН об освобождении захваченных украинских моряков и кораблей может стать первым сигналом со стороны российского руководства о реальной готовности к прекращению конфликта с Украиной», — писал на странице в Facebook президент Зеленский.
Впрочем, радость была преждевременной, ибо в тексте постановления ничего не говорилось о прекращении уголовного дела против задержанных украинцев. «Трибунал не считает необходимым требовать от Российской Федерации прекратить уголовное преследование в отношении 24 задержанных украинских моряков и воздержаться от возбуждения новых уголовных дел», — констатировалось в документе.
Почему украинским морякам придется и дальше сидеть за решеткой
Россия осталась непреклонна, настаивая на неприменимости конвенции по морскому праву к данному спору и намереваясь отстаивать этот тезис в дальнейшем. Избежать конфликта можно было при условии «соблюдения требований российского законодательства, касающихся судоходства в этом районе. Призываем украинскую сторону действовать именно так впредь», — подчеркнули в российском МИДе.
Камнем преткновения в вопросе освобождения украинских моряков является их подследственность. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков утверждал, что Кремль намерен четко следовать всем юридическим процедурам, определенным законом: сначала завершится следствие, потом пройдет суд, который и должен решить судьбу моряков. Эта позиция демонстрирует приверженность принципу верховенства права и отсутствия вмешательства в деятельность судебно-следственных органов со стороны президентской вертикали.
В случае признания украинских моряков виновными вопрос об освобождении может стать предметом политических переговоров. Если договоренности об обмене будут достигнуты, Владимир Путин их помилует, отправив домой, а также поможет вернуться на Родину собственным гражданам, находящимся в украинских тюрьмах по политическим мотивам, как это было в случае с обменом Надежды Савченко на Александра Александрова и Евгения Ерофеева.
Изменения при Зеленском. Уголовное дело против Порошенко
При Зеленском украинская политика в отношении России в целом и касательно керченского инцидента осталась неизменной. Так, посол Украины в Германии Андрей Мельник заявил, что Киев будет продвигать идею «гамбургских санкций» против России за невыполнение решения Международного трибунала по морскому праву. Что касается Керченского пролива, то украинская сторона хочет изменить его статус на «международный».
«Очень важно сейчас обеспечить определение статуса Керченского пролива как международного пролива. Это снимет очень многие вопросы, которые до сих пор существуют, и правовой неопределенности в том числе, и вопрос спекуляций Российской Федерации о статусе Керченского пролива как внутреннего пролива», — сообщила в интервью радио «НВ» замглавы МИД Украины Елена Зеркаль.
Правда, произошли некоторые подвижки: понимая бесперспективность открытого противостояния ВМСУ с Черноморским флотом РФ, у Зеленского снизили градус воинственной риторики. 13 июня новый начальник Генштаба Руслан Хомчак в интервью украинской редакции Би-би-си заявил, что Украина отказывается от попыток прохода через Керченский пролив.
«Что касается прохода, то сегодня этот вопрос тоже не стоит. У нас нет столько украинцев, чтобы мы ими так могли рисковать Я не могу сказать, что прямо завтра мы будем проходить через Керченский пролив. Сначала надо разобраться с тем, что произошло, ведь процесс не завершен. Наши моряки, к сожалению, находятся в камерах РФ», — сказал Хомчак.
Немаловажным фактом является уголовное производство, открытое против инициатора керченской авантюры — экс-президента Петра Порошенко. 21 мая расследование против Порошенко в связи с заявлением экс-замглавы Администрации президента Андрея Портнова начало Государственное бюро расследований. Бывшему гаранту Конституции инкриминируют следующее: действия, совершенные с целью насильственной смены или свержения конституционного строя или захвата государственной власти, а также заговор с целью совершения таких действий» (ст. 109 УК Украины); «Государственная измена» (ст. 111) и «Превышение должностным лицом власти или служебных полномочий» (ст. 426).
По версии Портнова, все это экс-президент совершил умышленно, чтобы спровоцировать РФ на ответные действия и возможные человеческие жертвы.
«По замыслу Порошенко и возглавляемой им организованной группы, спровоцированный инцидент должен был привести к резонансным последствиям и возможности утверждать об открытой агрессии Российской Федерации против Украины в Азовском море и, как следствие, о наличии повода для введения военного положения. В конечном результате введение военного положения должно было обеспечить отмену и перенос на неопределенное время выборов президента Украины», — утверждал Портнов.
В случае если вина экс-президента будет доказана, ему грозит срок от 12 до 15 лет лишения свободы, а Киев окончательно потеряет возможность говорить о какой-либо «агрессии», хотя защита своих границ априори таковой не является.
Последствия керченского инцидента еще долго будут оставаться тяжелым грузом в российско-украинских отношениях, поскольку новая украинская власть, как и прежняя, не желает обсуждать проблемы с помощью двусторонних переговоров, находить компромиссы, продолжая говорить языком давления и ультиматумов. Подобная тактика ни к чему хорошему не приведет, так как Россия гораздо более сильный дипломатический игрок. Киев может дождаться своего трибунала, который не обнаружит к нему благосклонности.
Виталий Диденко, Ukraina.ru