Об итогах визита премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Москву и текущих процессах во внутренней политике республики после «бархатной революции» корреспондент EADaily побеседовал с лидером состоящей в правящем блоке «Елк» («Выход») партии «Светлая Армения» Эдмоном Марукяном. Напомним, в том же блоке «Елк» состоит и партия Никола Пашиняна «Гражданский договор», а Марукян является его политическим соратником.
Г-н Марукян, как вы оцениваете визит Никола Пашиняна в Москву и итоги его переговоров с президентом России Владимиром Путиным?
Я знаком лишь с официальной информацией. Другой информации у меня на текущий момент нет. Судя по официальным информационным сводкам, могу сказать, что Пашиняна в Москве приняли достаточно тепло и, надеюсь, что встреча станет стимулом для дальнейшего развития армяно-российских дружественных отношений.
Хотел бы выделить один момент в заявлении Пашиняна на встрече с Путиным. Это касается вопроса уважения суверенитета государств в двусторонних отношениях. Премьер-министр Армении на встрече с главой России заявил о важности продвижения двусторонних отношений «на основе уважения интересов и суверенитета наших стран». Это знаковое заявление. Его можно только приветствовать.
Вы думаете, мы имеем дело с изменением акцентов в армяно-российских отношениях?
Думаю, да. Это достаточно важное заявление. То есть, мы готовы к кооперации, но сотрудничество не может быть за счет суверенитета нашей страны.
То есть, вы считаете, что до прихода к власти Пашиняна Армения кооперировала с Россией за счет своего суверенитета?
Мы неоднократно критиковали предыдущую власть (за это). Есть много подобных примеров. Сейчас в Армении сложилась другая ситуация. Это хороший период для того, чтобы кооперация с Россией была комплексной и в рамках логики заявления Пашиняна. Хочу привести один пример. В тех условиях, что было заключено соглашение по газу с Россией (по этому соглашению, заключенному в декабре 2013 года, правительство Армении передало «Газпрому» принадлежащие Армении последние 20% акций «АрмРосгазпрома» для погашения долга за российский газ в размере $ 155 млн. Согласно соглашению, Армения обязалась до 2043 года при покупке газа у России покупать его исключительно у «Газпрома» — прим. ред.), это никак не содействовало развитию армяно-российских отношений. Оно стало объектом резкой критики и причиной распространения в Армении антироссийских настроений. То есть, заключение подобного соглашения не исходило из интересов России. Я не согласен с мнением, что указанное соглашение исходит из интересов России, поскольку вследствие подобных действий в Армении меняются настроения в обществе, и они меняются не в пользу армяно-российского взаимодействия.
Смотрите, Никол Пашинян в свое время, будучи оппозиционером, вместе с вами, продвигал идею выхода Армении из ЕАЭС. Сейчас Пашинян заявляет, что пересмотрел свои подходы и во внешней политике Армения воздержится от резких геополитических реверсов. Вы согласны с Пашиняном в этом вопросе, или в вашем блоке по этому вопросу нет единого подхода?
Как вы оцениваете деятельность нового правительства Армении? Работает ли оно системно?
Прошел лишь месяц. Постреволюционные процессы все еще дают о себе знать. Есть какие-то сумбурные явления. Идет процесс разделения ответственности по сферам. Есть определённые беспокойства. Но, думаю, уже скоро правительство войдет в русло нормальной и слаженной работы. Конечно, могут быть беспокойства, критика, но это нормальное явление.
Недавние события в Армении называют «революцией любви и солидарности», но когда в СМИ появляется критика в адрес правительства под руководством Пашиняна, начинаются нападки, и часто со стороны простых граждан, поддерживающих премьера. Как вы к этому относитесь?
Очень плохо. Я осуждаю любое ограничение свободы слова в Армении. Вешать ярлыки, издеваться, называть критиков «врагами революции» — это просто позор. Именно такие подходы могут нанести урон революции, капитализации и институционализации ее ценностей. То есть, дойдем до ситуации, что нужно молчать, ибо все, что делается — правильно. Этого не может быть в демократическом обществе. Я уверен, что и Никол Пашинян так думает. Мы не должны допускать, чтобы не совпадающий с нашей позицией альтернативный взгляд стал объектом осуждения или нападок.
Какие обсуждения сейчас ведутся внутри блока «Елк»? Муссируются слухи, что состоящие в блоке политические силы — партии «Гражданский договор», «Светлая Армения» и «Республика» — намерены создать единую политическую силу. Это так?
Фракции в блоке продолжают работать в рамках своих повесток. Обсуждения по поводу будущего блока продолжаются. Мы обсуждаем следующие вопросы. Необходимо ли сохранять блок, а если необходимо, то в каком формате мы должны работать, будем ли участвовать в следующих выборах в формате единого блока или нет? Мы не будет спешить, так как выборы не запланированы на завтра или через месяц.
В программе правительства Пашиняна отдельно говорится о необходимости проведения досрочных парламентских выборов в течение года. В нынешних политических условиях насколько реалистично проведение этих выборов?
Эти выборы не то, что возможны, они просто необходимы. В стране изменилась политическая ситуация. Вопрос в другом, когда именно проводить выборы. Сначала должны быть обеспечены все условия для проведения справедливых и транспарантных выборов. Необходимо обеспечить для всех равные условия участия в них. Об этом в своей речи говорил и премьер-министр Никол Пашинян. Нет необходимости спешить.
Беседовал Аршалуйс Мгдесян